aldusku (aldusku) wrote,
aldusku
aldusku

Categories:

Смех и слезы. 1859. Когда иллюстрации первичны...

0 смех и.jpg

Ну, разве можно серьёзно относится к книжке без картинок?!

«Алиса в стране чудес» мультфильм

Сегодня мы рассмотрим прекрасное иллюстрированное издание XIX века из моего собрания. Голицынский, А. Смех и слезы. Рассказы доктора. Рисунки Художника Шмелькова. Москва. В типографии А. Федотова. 1859.


Введение. Когда иллюстрация первична.

Иллюстрация (от лат. illustratio — освещение) — это изобразительное толкование литературного (или научного) произведения. Лаконично разъясняет любая энциклопедия. Даже в писание определяется, что вначале было слово (текст), а потом свет…

Но передо мной лежит прекрасное подтверждение ошибочности данного тезиса. Издание из моего собрания — Голицынский, А. Смех и слезы. Рассказы доктора. Рисунки Художника Шмелькова. Москва. В типографии А. Федотова. 1859.

Книга содержит 7 иллюстраций Петра Михайловича Шмелькова в технике тоновой литографии, выполненных Владимиром Иосифовичем (Осиповичем) Шервудом.

И если в большинстве книг той эпохи гравюры размещались в книге как душе угодно. Часто встречаешь издания, где все они размещены в конце книги. Много примеров, когда гравюры (иллюстрации) продавались отдельно от книги. То здесь их размещение по отношению к тексту важно. Ведь после каждой литографии идет объяснительный рассказ, последний вообще просто назван: «Объяснение картинки». Во всех рассказах всегда идёт отсылка к соответствующему рисунку Шмелькова. В конце заметки привожу одну из этих историй (объяснений), в тексте которой: «точь-в-точь как он изображен в рисунке Г <осподина>. Шмелькова».

Удивительно, но в начале были рисунки Петра Михайловича, к которым позже Голицынский Александр Петрович придумал истории. Так и появилась эта книга.

Что бы понять, как появился подобный творческих тандем, давайте обратимся к биографии действующих лиц.

1.JPG

Титульный лист

Шмельков Петр Михайлович (1819–1890).

Творчество художника пришлось на эпоху расцвета книжной иллюстрации, эпоху А.А. Агина, В.Ф. Тимма, Р.К. Жуковского, И.С. Щедровского и Н.А. Степанова. Имея равнозначный талант, он был признан только после смерти. Всю жизнь пришлось бороться с нуждой. Шмельков считал себя «несостоявшимся» художником. Тяжелые жизненные условия оказались помехой для развития этого замечательного таланта.

Родился П.М. Шмельков 12 июня 1819 года крепостным в имении графа В.Н. Зубова в Оренбургской губернии. Когда семья переселилась в Ковровский уезд Владимирской губернии, мальчик, у которого проявились исключительные способности к рисованию, с чьей-то помощью перебрался в Москву и поступил на обучение к художнику-иконописцу. В последующем произошло второе чудо и его заметил художник В.С. Добровольский, один из руководителей организованного в 1832 году в Москве художественного класса.

В 1843 году художественный класс переименован в Училище живописи и ваяния. Картина Шмелькова «Чтение евангелия в сельской церкви» послана в числе лучших на утверждение в Академию художеств. В этом же году граф Зубов дает вольную художнику. В 1845 году Шмельков получает звание свободного художника.

2.1  Шмельков портрет.jpg

Оценив незаурядные способности молодого художника, его оставляют при Училище. Теперь он имеет стипендию и может полностью заняться творческой работой. В 1846 году Шмельков выполнил картину «Рассказ отставного солдата» и был награжден за нее серебряной медалью второго достоинства.

На этом белая полоса жизни заканчивается. В результате ссоры с профессором Ф.С. Завьяловым его лишают стипендии, запрещают выставлять и продавать работы с выставок, организуемых Училищем живописи. Причиной ссоры послужил резкий отзыв нашего героя на картину профессора, другими словами длинный язык П.М. Оставшийся в бедственном положении, Шмельков был вынужден перейти на педагогическую работу, стать учителем рисования в Кадетском корпусе.

Преподавательская деятельность оставляла немного времени для творческой работы. В 1848 году Шмельков женился. Забота о семье вынуждала его давать частные уроки. Преподавателем Шмельков был превосходным, классы его всегда бывали полны, но удовлетворения от работы он не испытывал. Мечты о большой картине постепенно откладывались. С огорчением нес он ярмо чиновничьей службы, работая для себя лишь в часы досуга.

С 1861 по 1878 год он сотрудничал с журналами «Развлечение» и «Зритель», размещая карикатуры. К сожалению, оригиналы рисунков, выполненных Шмельковым в журналах, до нас не дошли. На журнальных страницах мы видим их в переводе ремесленников-граверов, рисунки огрублены и обезображены. Их можно расценивать исключительно с точки зрения содержания.

Он жил мечтой уйти на пенсию в 1872 году и посвятить все время любимому делу. Однако и здесь Шмелькову не повезло. Закон о продлении срока службы до тридцати пяти лет оказался для него настоящим ударом. Прослужив сорок лет, художник убедился, что зрение ему изменило, навыки для работы над большой картиной растеряны, здоровье подорвано. Считая, что жизнь его не состоялась, в последний год своей жизни Шмельков уничтожил много своих работ. Изнуренный болезнью и повседневными заботами, Шмельков умер 9 октября 1890 года.

В том же году С.И. Васильевым собраны были немногие сохранившиеся рисунки и акварели Шмелькова и был издан фототипный альбом, принесший художнику посмертную славу (1891. См. источники). После выпуска которого он становиться знаменит. В советское время выходят целый ряд трудов, полностью посвященных его творчеству.

Ссора с профессором сломала жизнь художника. Несмотря на отсутствие прижизненного успеха у публики, коллеги-художники его ценили. По оставшимся воспоминаниям и трудам искусствоведов его советами пользовались: В.Г. Перов, В.В. Пукирев, И.М. Прянишников, Н.В. Неврев, В.Е. Маковский, А.К. Саврасов, Л.Л. Каменев и другие художники, творчество которых формировалось в Москве.

Его традиционно сравнивают с Федотовым, с которым он начинал. Но он отходит от многофигурности его композиций, от нравоучительной загруженности их, делая рассказ более простым, не усложненным. Предельный лаконизм становится затем излюбленным приемом Шмелькова.

Сейчас все малочисленные акварели и рисунки Шмелькова хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее. Искусствоведы давно признали его крупнейшим художником, оказавшим большое воздействие на формирование русской жанровой картины середины прошлого века.

3.1 Обложка.jpg

Издательская обложка. На ней рисунок «Стрижка пуделя»

Подкидыш с княжеской фамилией. Врач и писатель.

Подробную биографию Голицынского Александра Петровича (1816–1874) я размещал. Ребёнок-подкидыш, он провёл детство в Московском воспитательном доме, а фамилию получил в честь князя С.М. Голицына, почётного опекуна этого приюта для малолетних сирот и брошенных детей.

В 1838 году Голицынский окончил Московскую медико-хирургическую академию, год исполнял обязанности врача в имении своего бывшего опекуна, служил в Московском военном госпитале, Новгородском кадетском корпусе, в больнице для чернорабочих в Москве и, наконец, в 1856 году определился на мануфактуру братьев Лепёшкиных. Вскоре после этого он начал публиковать небольшие рассказы и очерки в журналах «Развлечение», «Отечественные записки», «Русский вестник», газете «Зритель общественной жизни, литературы и спорта». Автор нескольких успешных сатирических сборников и детских книг. Собрание сочинений в 4 томах начало выходить при жизни.

3.JPG

1. Литография к рассказу «Ульяна Ивановна». Подпись: «1857 года февраля 3 дня сбежала со двора собачка...»

Тандем крепостного и подкидыша. Шмельков и Голицынский.

Судьбы наших героев очень похожи. Оба хотели занимается творчеством, а вынуждены были работать на грани выживания. Оба видели жизнь без прикрас, оба мастера журнальной сатиры, художники города, бытописатели его социальных противоречий.

Сошлись они, работая в один и тот же период журналах «Развлечение» и «Зритель».

В результате короткого, но плодотворного сотрудничества появилось три книги.

Смех и слезы : рассказы доктора А. Голицынского / рис. худож. Шмелькова. - Москва : тип. Федотова, 1859. - 106, II с.;

Очерки из фабричной жизни / Соч. А. Голицынского; С рис. Г. Шмелькова. - Москва : тип. И. Чуксина, 1861. - [2], IV, [2], 96 с., 5 л. ил.;

Букварь дедушки Прокофья : Рассказ для детей / Соч. А. Голицынского; С рис. Г. Шмелькова. - Москва : Морозов, 1880 (обл. 1879). - 121, II с., 8 л. цв. ил.

4.JPG

2. Литография к рассказу «Коллежский регистратор Грибков»

Все три издания достаточно редки, но по разным причинам. Смех и слезы: рассказы доктора — дебют как писателя, так художника. Соответственно, как и все дебюты вышло ограниченным тиражом. Издание могло украшать собрание И.Ю. Охлопкова и быть указано в его труде «Дебюты русских писателей» (2007). Издавалось единожды, не переиздавалась.

«Очерки из фабричной жизни» (1861) — как частично запрещенное издание. Сводный каталог русской нелегальной и запрещенной печати XIX века (№427 указанно 2-ое издание 1873): «Впервые изд. в 1861 г. Данное изд. использовалось для революционной пропаганды в народе, изымалось жандармами при арестах. ІІІ отделение требовало изъять книгу из обращения наряду с другими изд., служившими для «преступной пропаганды». Начальник Гл. упр. по делам печати считал, что книга «не является опасной в политическом отношении», однако циркуляром управления № 998 15 февр. 1875 г. перепечатка её была запрещена». Этот же текст своими словами изложил Венгеров во II томе Библиохроники. В некотором царстве (№80).

Кто-то пишет, что 2-ое издание (1873) выходило без рисунков Шмелькова, кто-то — противоположное. Второе издание в руках не держал, подтвердить или опровергнуть не могу.

Но если «Смех и слезы» и «Очерки» я неоднократно встречал, то «Букварь дедушки Прокофья: Рассказ для детей» — не видел никогда. Книга выходила 2 изданиями в 1880 и 1883, т.е. значительно позже смерти автора (1874).

5.JPG

3. Литография к рассказу «Коллежский регистратор Грибков»

«Смех и слёзы». Описание издания.

Как писал выше это издание — двойной дебют: писателя и художника, соответственно вышло небольшим тиражом. Издание присутствовало в собраниях великих библиофилов: Н.П. Смирнов–Сокольского (№2468, его экземпляр перекочевал из собрания П.А. Ефремова), Бахрушина Алексея Петровича (№2889) и Константина Макаровича Соловьева (№1691).

Описано в основных библиографических трудах об иллюстрированной книге XIX века (Материалы… №445. Н.А. Обольянинов №541), но отсутствует у В.А. Верещагина — что подтверждает редкость.

6.JPG

4. Литография к рассказу «Не судьба»

Мой экземпляр происходит из собрания Мишина Г.А., его экслибрис украшает передний форзац. Все 7 литографий на месте. Литографии к дебютному изданию выполнил известный русский живописец и архитектор Владимир Иосифович (Осипович) Шервуд. Несколько из них в моем экземпляре кто-то пытался иллюминировать.

К сожалению, мой экземпляр при переплете, который выполнен по заказу ещё первого владельца, решился изумительной издательской обложки. На которой юмористически изображена стрижка пуделя. На титульном листе кто-то нетвердой рукой вывел название книги орешковыми чернилами.

2.jpg

Цензурное разрешение

На обратной стороне титула видим цензурное разрешение: Марта 31 дня 1859 года. Цензор Д. Наумов. Личность цензура Наумова Дмитрия Алексеевича (10.08.1830 — 29.06.1895) — очень интересна. Он рекордсмен по самому короткому времени работы цензором, меньше года. 23 января 1859 назначен цензором МЦК, а уже 23 декабря того же года уволен с позором. После его одобрения издания «Народных русских легенд, собранных А.Н. Афанасьевым», вызвавших негативную реакцию церкви.

Иллюстрации разъясняют 6 историй (1. Ульяна Ивановна 2. Коллежский регистратор Грибков 3. Не судьба 4. Чего не бывает на свете 5. Учитель русской словесности 6. Объяснение картинки (решили не заморачиватся по поводу названия, этот рассказ привожу в самом конце). Рассказ «Коллежский регистратор Грибков» охватывает сразу 2 картинки.

Во всех монографиях, посвященных творчеству Шмелькова, уделяется много внимания описанию этих литографий. В них и в библиографических трудах все литографии названы по разному в связи с тем, что не имеют названия в самой книги.

7.JPG

5. Литография к рассказу «Чего не бывает на свете». «Художник и любители»

Советские монографии полны описаний подобного типа: «Здесь появляется известный рисунок «По расчету», близкий по теме к «Сватовству майора» Федотова. Прощалыга военный мечтает жениться на купеческой вдове Кульковой. Полюбовная сделка выгодна для той и другой стороны. Рисунок выразителен и беспощаден по сатирической характеристике персонажей, раскрывающей их сущность». Или «в рисунке «Художник и любители» повествуется о судьбе крепостного художника, находящегося в рабской зависимости от людей невежественных, издевающихся над человеческой личностью и принижающих искусство. Гибель таланта в невыносимых условиях рабства — эта тема была близка Шмелькову, и он живо воспроизвел знакомую ему обстановку».

Интересные мысли по поводу творчества Ш. приводит Л.Р. Варшавский: «Степанова и Шмелькова по праву можно назвать двумя полюсами социальной карикатуры, они намечали те два пути, по которым шла русская карикатура в дальнейшем. Это путь обличительной сатиры и путь «развлекающей» сатиры с налетом мещанства и обывательских острот. Шмельков отдал свое, несомненно, богатое дарование рисовальщика именно такой «развлекающей» тематике.

Его патриархальная простота, сдержанность иронии удивительно напоминают его современника немца Людвига Рихтера. В своих карикатурах, написанных реалистически, с удивительной любовью и мягкостью, он вовсе не намерен переделывать или отрицать действительность. Кажется, что ему даже приятно оставить в карикатуре след о добром старом времени, когда он рисует сибарита, отставного генерала, тайком от жены пьющего водку, бульварного фланера, комичного бобыля, возвращение домой пьяного купца или пьяного чиновника, трактирных забулдыг, «благородных» попрошаек, тучных апоплексических барынь, страдающих от потери собачек и т. д.

8.JPG

6. Литография к рассказу «Учитель русской словесности»

Весь этот незатейливый мирок заполняет листы альбомов добродушного наблюдателя, который, самодовольно улыбаясь, с непосредственностью и чисто детской искренностью запечатлевает «смех и слезы». Это добродушие рисовальщика необыкновенно чувствуется и в самой его манере, в мягких задушевных фразах — штрихах карандашом, в законченности деталей, в нежных переливах полутонов. Юмор его—без гримас, и характеры—без преувеличенного упрощения.

Сидоров о «Смех и слезы»

Хотел привести слова А.А. Сидорова, патриарха русской библиографии: К поколению Федотова принадлежит прежде всего талантливый наблюдатель окружавшей его жизни, Петр Михайлович Шмельков (1819—1890). В 1859 г. с его ближайшим участием вышла в Москве книга «Смех и слезы», рассказы доктора А. Голицынского. Здесь ряд более или менее нелепых рассказов снабжен литографиями, дающими, может быть, Шмелькову право на имя своеобразного «русского Домье», конечно, в той роли последнего, где тот превращается в бытописателя гримас буржуазии. Отношение этих литографий к тексту двоякое. Они иногда следуют фабуле, иногда — фабула за ними. Так, приложено особое «объяснение картинки» к литографии, повествующей, что пьяный купец появился в спальне. Очень неплохой рисунок в силу этого воспринимается не как иллюстрация, а как самостоятельный лист, имеющий к себе ему подчиненное литературное толкование: роли текста и иллюстрации перемещаются, в чем, конечно, кроются возможности очень интересных развитий, и лишний раз документуется а-конструктивность эпохи.

Признаюсь, когда настроение «на нуле» — люблю полистать книгу, рассматривая чудесные литографии и читая забавные тексты Голицынского.

Голицынский, А. Смех и слезы. Рассказы доктора / худ. Шмельков. М.: В Тип. А. Федотова, 1859. 106, II, [1] с., 7 л. литогр. 4° (33,1 х 25 см). В полукожаном переплете эпохи.

Источники:

П.М. Шмельков (во всех изданиях описывается книга «Смех и слезы»):

  • Шмельков, П. Рисунки и эскизы художника П.М. Шмелькова / с биографией составленной С. Васильевым. [Dessins et esquisses de P. Schmelkow. На рус. и фр. яз.]. В 2 вып. Вып. 1-2. М.: Издание П.И. Харитоненко; Типо-литография И.Н. Кушнерев и К°, 1891.
  • Варшавский Л.Р. Русская карикатура 40-50-х гг. XIX в. Москва. ИЗОГИЗ. 1937. стр. 122–125.
  • Козлов А.М. Петр Михайлович Шмельков. Изд-во «Искусство». 1949 (Электронный вариант http://abratsev.ru/biblio/shmel.html)
  • Кантор А.М. «П. Шмельков». Издательство Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. 1950. 64 с.
  • Тарасов Л. П. Шмельков. М.: Гос. издательство изобразительного искусства, 1963.

Библиография книги:

  • Каталог книг библиотеки Бахрушина А.П. в 4 т. (1911) I том. Стр. 109. №2889
  • Материалы для библиографии русских иллюстрированных изданий. Вып. 3. / Составил Е. Н. Тевяшов., 1910. №445.
  • Обольянинов Н.А. Каталог русских иллюстрированных изданий 1725-1860. № 541
  • Каталог библиотеки Константина Макаровича Соловьева. №1691.
  • Смирнов-Сокольский Н. Моя библиотека (1969). №2468
  • Каталог книжного магазина «Антиквар» П.В. Губар №2 (1927) Книги редкие и иностранные. Последние приобретения. № 64. 5 р.
  • Сидоров А.А. Искусство русской книги XIX–XX веков. // Книга в России: в 2 ч./ под ред. В. Я. Адарюкова и А. А. Сидорова.— М.: Госиздат, 1925. Ч. II: Русская книга девятнадцатого века. стр. 254-256.

Аукционы

  • АД Империя || Аукцион №15 (22.10.2011) Лот 97. || Эстимейт 15 000-18 000 руб
  • АД «В Никитском» || Аукцион № 15 (23.05.2013). Лот 120. || Цена продажи: 40 000 руб.
  • АД Город муз || Аукцион №10 Сессия 2 (19.06.2018). Лот № 136. || Цена продажи:32 000 руб.
9.JPG

7. Рисунок к последней истории

ОБЪЯСНЕНИЕ КАРТИНКИ

Дополнение (текст к рисунку из книги)

Однажды рыбный торговец Никита Нестерыч Петухов угощал в трактире приятеля своего портретного живописца Василья Пафнутьича Мухина, по случаю окончания семейной картины, изображавшей, как Никита Нестырыч с фамилией своей сидит за самоваром и кушает чай, а кухарка Хавронья стоит в дверях и смотрит на них с умилением.

Было десять часов вечера. Приятели начали уже третий графинчик очищенного. Никита Нестерыч был еще довольно бодр, а Василий Пафнутьич совершенно осовел и потому первый говорил, а второй сидел молча, сильно искривив нижнюю губу и пощипывая клочок рыжих волос, торчавший у него из-под галстуха.

Таперича вы вот что поймите, Василий Пафнутьич, говорил Петухов, гладя бороду и играя пальцами: всякий человек на свете художник есть — это верно-с! Вот вы, примерно, нарисовали мне два патрета: выходит — вы художники-с... Хорошо-с... Но мы сами художники, Василий Пафнутьич... Вы таперича патреты пишите, а мы, примерно рыбой торгуем — следовательно мы сами художники-с... Притом же рыба товар мудреный, Василий Пафнутьич, почему что рыба порче подвержена, следовательно, мы ее в подвалах содержим — так ведь ее оттуда вытащить надобно: крючья такие железные имеются у нас для этого дела. Так ведь это тоже я вам скажу художество-с — Или фартук таперича на нас: фартук этот кожаный-с, весу в нем в эфтом Фартуке, фунтов восемь будет — это верно-с.... За поясом у нас ножик завсегда должен торчать: он в поларшина длины эфтот ножик, в кожанном тоже чахле заключен — им тоже надо уметь девствовать... Выходит МЫ тоже художники-с. Кушайте, Василий Пафнутьич! Белуга таперича, или осетрина, примерно: веть это рыба непростая, с ней упражнятся надо, распластать ее надо, голову ей надо отрезать — это тоже художество, Василий Пафнутьич.... Притом же белуга рыба морская, — она в море живет — вот что-с... Или хозяйка таперича у нас, Настасья Григорьевна: она у нас по ниточке бегает... скажешь: Настя! уж она знает что.... Приятель теперь зашел ко мне, хоть вы, примерно — крикнешь: Настя! нобалуй-ка нас чайком из рюмочки! уж она знает свое дело — не противуречит.... следовательно Василий Пафнутьич, мы сами художники-с... Да вот хоть бы настоящее дело: таперича вот мы с вами водку пьем: хорошо-с... Но в эфтой самой водке половина на половину воды находится, а она все таки водкой прозывается... видетели? Или вот эта самая рюмка: она в сущности то денежку стоит, а мы-с вами за нее гривенник платим... Это тоже художество, Василий Пафнутьич.... Вот что-с. Стало быть всяк человек на свете художник есть...

Что было на уме у Никиты Нестерыча и для чего он разводил всю эту философию — Бог его знает. Надобно быть злым психологом, чтобы решить подобную задачу.

Между тем третий графинчик был покончен в свою очередь и когда хугожники начали собираться домой, то оба они сильно покачивались. Петухов долго не мог попасть в правой рукав своей лисьей шубы, а Василий Пафнутьич оставил даже калоши в трактире.

Между тем хозяйка Никиты Нестерыча, Настасья Григорьевна, подождавши мужа часов до одиннатцати, поужинала и легла в постель. Но ей было вовсе не до сна: она знала, что если муж не являлся до такого позднего время, значило, что он придет пьяный, а пьяный Никита Нестерыч был задорен как петух, жесток как буйвол и лют как африканский тигр — это Настасья Григорьевна тоже хорошо знала и потому, лежа в постели, дрожала всеми членами и с замиранием сердца прислушивалась к малейшему шуму на улице.

Наконец около двенадцати часов раздался стук в калитку. Полусонная кухарка, проходя из кухни в переднюю чтоб отпереть дверь, заглянула в спальню к хозяйке и проговорила таинственно: должно быть сам!..Настасья Григорьевна живо вскочила с постели и зажгла свечу.

Через пять минут послышалось что-то в роде звериного рыкания и в след за тем в дверях спальни появился Петухов в шубе и нахлобученной на глаза шляпе, точь-в-точь как он изображен в рисунке Г. Шмелькова.

—Тсс!.. Муж есть глава... в писании сказано: промычал он, деспотически поднявши руку с грозящим перстом...

Если Вам интересно, то благодаря leninka_ru вы можете прочесть книгу целиком.

О критике языка Голицинского великим Писаревым смотрите заметку.



СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ)



Внимание!!! Если Вы копируете статью или отдельное изображение себе на сайт, то обязательно оставляйте гиперссылку непосредственно на страницу, где размещена первоначальная статья пользователя aldusku.Copyright © aldusku.livejournal.com Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».

#библиофил #Голицынский #Смех_и_слезы #Шмельков #книжная_редкость
31.jpg

Купец у фотографа. Акварель, карандаш. 1860-е гг. Государственная Третьяковская галерея

Tags: #Голицынский, #Смех_и_слезы, #Шмельков, #библиофил, #книжная_редкостьКупец, Библио, книжные редкости
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments