aldusku (aldusku) wrote,
aldusku
aldusku

Categories:

Выставка Косолапова: Легенда о соцарте

Ленин и Кока-кола


В Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре, 10, проходит выставка Александра Косолапова «Ленин и Кока-кола».

Александр Косолапов (справа)

Александр Косолапов (справа)

О плохой организации выставки

До этого имя автора я слышал только, читая о скандальных выставках «Осторожно, религия!» (2003) и «Запретное искусство» (2006). И первое удивление испытал, читая его биографию на выставке, и не найдя упоминаний о них. Не думаю, что это внутренняя цензура кураторов выставки, скорее плохая организация материалов. В этом убедился дальше, читая пояснительный текст на стенах музея.

О важности экспликационного (пояснительного) текста в выставках современного искусства говорить не приходиться, в большинстве случаев без него — все мнение посетителя сводиться к вопросу: «Какую траву курил художник?».

На выставке Косолапова эти тексты написаны с грубыми ошибками (орфография, грамматика хромают. Пропуски букв и слов. Повторение одного и того же абзаца). Ощущение, что писал афроамериканец преклонных лет, который только начал учить русский, когда увидел изображение Ленина на полотнах Косолапова.

Дальнейшее обсуждение работы кураторов не имеет смысла. Но прежде, чем обратится к творчеству художника, пару слов о современном искусстве.



Лидер. Ленин-Микки

По моему дилетантскому мнению, современные художники делиться на два типа. 1. Ищут новые формы выражения творчества. Вот положительный пример: Цай Гоцян, рисует порохом. 2. «Художники протеста». Вот на них я установлюсь. За их «протестом» стоит желание быстрой известности и «коммертизации». Все их творчество базируется на нескольких принципах.

«Принцип испорченного учебника».

Помните, учебник родной речи. В классе всегда находился «творец», который подрисовал рожки Александру Сергеевичу. То есть минимальными средствами, используя широкоизвестное изображение, «творил», «высмеивал каноны». Аудитория всегда была обеспечена, хотя бы среди одноклассников только что получивших «неуд» за невыученный стих великого поэта.

Помню один «художник» подрисовал фингал маленькому Ульянову и … был «гоним системой» (учительница вызывала родителей и т.п.). Это принесло ему известность, испорченный учебник приходили смотреть из других классов. Шумиха дошла даже до директора школы.



Твип (1985)

Так и Косолапов, владея обычным инструментарием художника, подрисовывает голову Микки Мауса к телу Ленина, вставляет Ульянова в классический сюжет «Сусанна и старцы». Уже вся история культуры позаботилась о том, что полотно было узнаваемым. Просто спекуляция на шедеврах.



Сусанна и старцы. 1984

В лучшем случае — это жанр карикатуры. Хотя это притягивает наши взгляды. Как обложка журнала «Hustler» 1977, изображающая классического Санта-Клауса с подрисованным эрегированным членом. Как тут не вспомнить Ларри Флинта — если половину выставочного зала занимают Микки Маусы занимающиеся сексом — Микки Камасутра (2007).



Микки Камасутра (2007)

Тут лучше представить слово куратору выставки: «Коммерциализация способствовала дальнейшей деградации искусства и упрощению сюжетов и формальной традиции академии до китчевых клишепродукта конвейерного производства для массового потребления. Именно в этот момент слияния китча и социалистического реализма в действо вступает искусство Александра Косолапова».



Север

«Принцип моськи».

Объект «облаивания» (протеста) должен быть максимально велик, обеспечивая шумиху и, как не странно, безопасность. Вот некий чудак прибил яйки к Красной площади (тот же процесс у себя в огороде вызвал известность только у местных психиатров), а затем поджег двери ФСБ. Безусловно, если бы данный «перфоманс» был направлен на дверь соседа или местного РОВД — «творец» по-тихому получил бы таких «мама, не горюй», что надолго бы забыл о подобном «творческом выражении». А сейчас, если в «Яндексе» начать набивать «художник который», то сразу в пяти предложенных вариантах высвечивается: «художник который поджег дверь ФСБ». Огромная слава с минимальным ущербом.



Сашок! Ты будешь пить чай?

Безусловно, заслуживают уважения художники, которые протестовали против режима, живя в СССР (и подвергающиеся многочисленным санкциям: «карательная психиатрия» и т.п.). Но наш герой (Александр Косолапов) начал высмеивать систему, только когда уехал из СССР в 1974.



Из перфоманса 1982. Одев это на голову, творец бегал по Манхэттену. Американцы не обращали внимание

Слоны Александра Косолапова.

1 слон. Империя зла. СССР и коммунистическая идеология.



Мак Ленин

На выставке представлены немногочисленные станковые работы Косолапова до его эмиграции (1974). В них нет никакого протеста в отношении режима. Но, как только художник эмигрирует в Израиль (1974), и тем более, перебирается в Америку, все меняется. Ведь, что в Союзе было новаторским и интересным, шедшим под бульдозер (это я о выставке на пустыре в Беляево 15.09.1974) — там уже набило оскомину. Вспоминается рассказ М. Веллера «Легенда о соцреалисте». Напомню, заместитель директора Ленплодовощторга эмигрировал в Америку и обнаружил, что там он — никто и ничего не умеет. И что бы не помереть с голоду начинает писать книгу. Вот как Веллер это описывает:



Сфинкс Ленин

«И в этой бездушной Америке оказалось, что он на фиг никому не нужен. Не требуются этим зажравшимся заразам ни фрукты, ни овощи, ни директора плодовых баз. Ни тебе у них пересортицы, ни дефицита, рынок рабсилы забит профессионалами, а он человек уже немолодой, и его вообще на работу никуда не берут: делать ничего, мол, не умеет... или не больно хочет. И бывший магнат, а ныне балда-совок, на свое пособие начинает мрачно пропивать тоску по родине: русская ностальгия, классика.

А отношения Америки с Союзом на тот момент предельно мерзкие, Империя Зла, понимаешь, и один мелкий литагент тут предлагает ему, среди прочих, написать антисоветской роман: за это вполне платят; это требуется. Он — крупная величина был, мозговик, менеджер, насквозь знает душившую его систему, от которой сбежал под угрозой сибирской каторги: чего ж ему не написать».



Видимо, так и наш герой под угрозой голода и забвения в лету (а что может быть страшнее для творческого человека) превратился в борца с Империей зла.



Учись сынок

Очень интересно прочитать пояснительный текст:

«В 1975 году, вскоре после иммиграции в Нью–Йорк, Косолапов нашел выброшенную голову куклы Микки Мауса и забрал ее себе домой. Нацепив ее на небольшую статую Ленина, он создал гибридное существо, представляющее собой наполовину персонажа из американского мультфильма, наполовину – советского политика».



Микки Ленин

В этом рассказе меня смущает одно: где он достал статую Ленина в Нью-Йорке, в 1975?! Сомневаюсь, что она продавалась в магазинчике в Бруклине в разгар холодной войны. Он что её с собой привёз? Как в анекдоте:

«Еврей везет в Израиль портрет Ленина. — Это что? — спрашивают его на советской таможне. — Это не что, а кто! Это Владимир Ильич Ленин! — Это кто? — спрашивают его на израильской таможне. — Это не кто, а что! Это золотая рамочка».



Чтобы закончить этот раздел на мажорной ноте, замечу, что памятник «Микки и Минни» (обыгрывающий шедевр Мухиной) из собрания Екатерины и Владимира Семенихиных — мне нравится. Но он уже из другой эпохи (2004–05).



Микки и Минни

2 слон. Корпорация «Coca-Cola»

Но американцы — народ аполитичный что касается внешней политики. Борьба с Империей зла — не принесет деньги и славу, которую заслуживает творец. Тем более на этом поле огромное количество игроков, один Голливуд начала 1980-х чего стоит. И художник выбирает новую цель — корпорацию «Кока-Кола». Просто изображать символику— старо, это уже делал Энди Уорхол, заполнявший бутылками кока–колы целые холсты.

И наш герой решил совместить коммунистическую идеологию и буржуазную компанию. Это должно привлечь внимание компании: увидев работу художника, потребители заподозрят «Кока–колу» в пропаганде коммунизма. Видимо художник предполагал, что будет много шума и, возможно, даже суд. Корпорация ограничилась лишь претензиями, но шум (или как сейчас модно говорить хайп) был. Открытку Косолапова «Ленин–кока–кола» советник президента США Ричард Пайпс отнес в Белый Дом. Она даже появляется в фильме Душана Макавеева «Парень из фирмы „Кока–кола“» (1985, Австралия).



Параход Мао (1985)

3 слон. Энди Уорхол

Следующий объект протеста Энди Уорхол. Тут даже творец подвел научную базу: «эстетика Уорхола – основанная на ценностях столь же неоднозначных (настоящим на идейном уровне – может быть только то, что гламурно), как и любая из исследуемых Косолаповым идеологий». Пародия на пародию — всегда ужасна. Горбачев (художник был чуток к переменам политики), выполненный в силе Уорхола не просто вторичен, а чудовищен. О Уорхоле прекрасно сказали ребята из «Квартета И»:



Горби–Мао

«Знаете, а я подумал, вот Энди Уорхолл. Наверняка же его вот этот шедевр - консервная банка с томатным супом — как-то так появился: ему надо что-то нарисовать - он же художник — а ничего не рисуется. Мучился, мучился, а на столе - банка с супом. Ну, он ее нарисовал, отправил на выставку, и сидит, ждет, что придут и сильно побьют. Слышит — точно, идут. Зажмурился, они такие входят — «кто тут Уорхолл?» Ну, он, конечно, под стол. А они его за ногу из-под стола, говорят: да вы гений! «Да-а?» — говорит Уорхолл, и раз им — картину с двумя банками. Думает, ну, сейчас-то точно побьют. А они такие — «Класс! В два раза лучше!» А у него с математикой все в поряд­ке, он им фигак — двадцать банок. Ну, они вообще попадали. И понеслось...

Так вот, виноват не Уорхолл. Виноваты люди, которые вместо того, чтобы его побить... больно, как он, собственно, и рассчитывал, сказали, что это гениально. Человеку всю жизнь испортили. До смерти штамповал этот свой суп и портреты Мерлин Монро и получал за это гигантские деньги; а так, может, чего-нибудь стоящее бы нарисовал и умер нищим под забором — как и положено настоящему художнику».



Исходя из вышесказанного, нашего творца надо было побить два раза побольше, чем Уорхола.



4 слон. Корпорация «Philip Morris»



Малевич–Мальборо

Конец 1980-х ознаменовался огромным интересом к русскому авангарду. Наш герой четко всегда улавливал тенденции. И создает серию «Малевич–Мальборо». Где берет готовую рекламу Malboro и вместо названия фирмы ставит «Малевич». Идеология работ: «В представлении Малевича в коммунистическом будущем не должно было быть ни таких корпораций, как «Филипп Моррис», ни конкурентного рынка для товаров, ими производимых». То есть определенная антиреклама табачной продукции. О претензиях табачного монстра к творцу я не слышал — видимо, на фоне начавшаяся борьбы с курением в Америке, корпорация решила не выдвигать их.



Малевич–Мальборо

Рассказ традиционно должен завершатся выводами. Но мне их трудно сделать. Работы, безусловно, притягивают взгляд, как ноги любой девушки, одетые в чулки, чью короткую юбочку поднимает ветер (и в этот момент никто из мужчин не смотрит на лицо). Или, когда толпа зевак окружает тело, которое только что попало под трамвай. Принес ли художник что-то новое? Нет. Скорее это все похоже на броскую рекламную продукцию.



Малевич–Мальборо



СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ)



Внимание!!! Если Вы копируете статью или отдельное изображение себе на сайт, то обязательно оставляйте гиперссылку непосредственно на страницу, где размещена первоначальная статья пользователя aldusku.Copyright © aldusku.livejournal.com Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».





Зал икры



Смерть Татлина (2012)



Три лидера

Tags: Искусство, выставки, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments