aldusku (aldusku) wrote,
aldusku
aldusku

Category:

Гоголь. Начало: Говорят Гоголь на болотах дрочит

Маленькая рецензия + рассказ об одном уникальном экземпляре первого издания «Мертвых душ» + легенды о пропавшем черепе Гоголя + как могильный обелиск Гоголя перешел к М.Булгакову




Вместо эпиграфа:

В небольшой уездный городок на несколько часов заехал Пушкин с супругой.

При выходе из кареты Наталья Гончарова немного запачкала краешек платья.

На следующий день первый горожанин рассказывает второму: «Вчера Пушкины приезжали, так его жена при выходе из кареты все платье испачкала».

Пятидесятый — пятьдесят первому: «Месяц назад Пушкины приезжали. Вылезли из кареты и ... в луже ... сексом позанимались».

Сотый — сто первому: «Говорят Гоголь на болотах дрочит».

Анекдот

Вчера посмотрел «Гоголь. Начало». Мне понравилось. Тишина, только неровное сердитое дыхание подписчиков, через секунду в меня полетят виртуальные кирпичи.

Безусловно, я понимаю, что фильм имеет такое же отношение к творчеству Гоголя, как анекдот приведенный в эпиграфе к заметке. И можно уподобится «истинным ценителям творчества» и привести огромный список неточностей. Вот стоимость «Ганц Кюхельгартен, идиллия в картинах. Соч. В.Алова. (Писано в 1827 году)» указана как 14 копеек, а ведь на синей печатной обложке было напечатано: «Продаётся во всех книжных лавках по 5 рублей, за пересылку прилагается 1 рубль». Просто позор:)

Как-то странно, мы так любим смотреть зарубежные экранизации их авторов и не судим их фильмы по отношению к источнику (тем паче, ведь фильм по мотивам). Те же многочисленные экранизации Э.По. Ведь большинство считает «Сонную лощину» Т. Бёртона — очень хорошим кино. А ведь это очень, очень вольная экранизация новеллы «Легенда о Сонной Лощине» Вашингтона Ирвинга. И так, вкратце, что мне понравилось.

1. Передан дух Гоголя. По мне, творчество Николая Васильевича — это как полотна Босха и Дали плюс огромный юмор. Эдгар По пишет в соавторстве с Хармсом. То есть постоянно что-то новое, неожиданно меняется жанр посередине страницы. Аналогов ему в русской литературе — нет. Фильм получился настолько же разным: то на экране «Статский советник», «Джек Потрошитель», то «Сонная лощина», то вдруг грим a la старая экранизация «Вия».

2. Очень понравились рассыпанные по фильму шутки-намеки на другие произведения Гоголя. Рассказ сыщика (Олег Меньшиков в красном пальто a la поздний Невзоров — бесподобен) о маньяке-чиновнике, доведенного кражей шинели до каннибализма, вызвал непристойный смех.

3. «Защитникам» истинной биографии Н.В.Г. — следует помнить, что мы её не знаем. Мы имеем дело с человеком-легендой. Его жизнь, смерть и даже жизнь после смерти (я про его остатки) — все уходит в туманы. В конце привожу рассказ о легендарном экземпляре первого издания «Мертвых душ».

4. Я искреннее рад, что сейчас многие узнают о существовании «Ганц Кюхельгартен» и его автора Алова. А может: хоть один из тысячи зрителей по приходу домой откроет томик Гоголя.

Об одном экземпляре первого издания «Мертвых душ»

При перезахоронении праха Гоголя (в 1931 году) была обнаружена мистическая особенность. В своих воспоминаниях «Перенесение праха Гоголя» писатель и библиофил Владимир Германович Лидин пишет.

«…Могилу Гоголя вскрывали почти целый день. Она оказалась на значительно большей глубине, чем обычные захоронения. Начав ее раскапывать, наткнулись на кирпичный склеп необычной прочности, но замурованного отверстия в нем не обнаружили; тогда стали раскапывать в поперечном направлении с таким расчетом, чтобы раскопка приходилась на восток, и только к вечеру был обнаружен еще боковой придел склепа, через который в основной склеп и был в свое время вдвинут гроб. Работа по вскрытию склепа затянулась. Начались уже сумерки, когда могила была, наконец, вскрыта. Верхние доски гроба прогнили, но боковые с сохранившейся фольгой, металлическими углами и ручками и частично уцелевшим голубовато-лиловым позументом были целы. Вот что представлял собой прах Гоголя: черепа в гробу не оказалось, и останки Гоголя начинались с шейных позвонков: весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета; под сюртуком уцелело даже белье с костяными пуговицами; на ногах были башмаки… Башмаки были на очень высоких каблуках, приблизительно 4—5 сантиметров, это дает безусловное основание предполагать, что Гоголь был невысокого роста.

Когда и при каких обстоятельствах исчез череп Гоголя, остается загадкой. При начале вскрытия могилы на малой глубине, значительно выше склепа с замурованным гробом, был обнаружен череп, но археологи признали его принадлежащим молодому человеку… Останков Гоголя я, к сожалению, снять (сфотографировать) не мог, так как были уже сумерки, а на следующее утро они были перевезены на кладбище Новодевичьего монастыря, где и преданы земле…».

Я позволил себе взять кусок сюртука Гоголя, который впоследствии искусный переплётчик вделал в футляр первого издания «Мёртвых душ»; книга в футляре с этой реликвией находится в моей библиотеке.

Другие писатели, присутствовавшие при перезахоронении праха Гоголя, тоже прихватили с собой «сувениры». «Так, Всеволод Иванов взял ребро Гоголя, Малышкин — фольгу из гроба, а директор кладбища комсомолец Аракчеев даже присвоил себе башмаки великого писателя».

Источник: Лидин В. Г. Перенесение праха Н. В. Гоголя / Публ. [вступ. ст. и примеч.] Л. Ястржембского // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII--XX вв.: Альманах. -- М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 1994. -- С. 243--246. -- [Т.] I.


Дополнительные материалы

Памятник и могила

Вскоре после похорон на могиле был установлен обыкновенный бронзовый православный крест. Константин Аксаков, сын друга Гоголя Сергея Тимофеевича Аксакова привез в Москву с берега Черного моря из Крыма камень, по форме напоминающий Голгофу — холм, на котором был распят Иисус Христос. Этот камень стал основанием для креста на могиле Гоголя. Рядом с ним на могиле установили черный камень из мрамора в форме усеченной пирамиды с надписями на гранях. На нем был помещен стих из Священного Писания — цитата из пророка Иеремии: «Горьким словом моим посмеются».

Эти камни и крест за день до вскрытия гоголевского захоронения были куда-то увезены и канули в Лету. Лишь в начале 50-х годов вдова Михаила Булгакова Елена Сергеевна случайно обнаружила гоголевский камень-Голгофу в сарае гранильщиков и ухитрилась установить его на могиле своего мужа, страстного почитателя Гоголя. В 1909 году, к 100-летнему юбилею писателя, была произведена реставрация захоронения. На могиле Гоголя установили чугунную решетчатую ограду и саркофаг работы скульптора Николая Андреева. Барельефы на решетке считаются уникальными: согласно ряду источников, они сделаны с прижизненного изображения Гоголя.

Сегодня на парадном захоронении писателя установлен помпезный памятник сталинской эпохи работы скульптора Томского с велеречивой надписью: «Великому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза». Тем самым было нарушено завещание Гоголя - в переписке с друзьями он просил не устанавливать над своими останками памятника.



Могила Гоголя на кладбище Свято-Данилова монастыря

Перезахоронение

В 1909 году, накануне предстоящих торжеств по поводу столетия со дня рождения Гоголя, по решению московской городской Думы приводилась в порядок обветшавшая могила писателя на монастырском кладбище при Свято-Даниловском монастыре. Рабочие отремонтировали и подземный склеп, где был установлен гроб с прахом Гоголя. Часть кирпичей из свода осыпалась. Работы на кладбище проводились под надзором настоятеля и монахов из хозяйственной службы. К назначенной дате реставраторы успели. В день юбилея на могиле состоялось торжественное богослужение. Ни о какой пропаже из могилы ни звука....

Через 20 лет, по решению советской власти кладбище при закрытом монастыре ликвидировали, комплекс передали для размещения колонии для несовершеннолетних преступников, а несколько особо ценных могил из акрополя было решено перенести на новом парадном кладбище, на Новодевичьем. Речь шла в частности о могилах Гоголя, поэта Николая Языкова и философа Алексея Хомякова. Перезахоронение Гоголя (01.06.1931) было обставлено торжественно. На кладбище по спецпропускам пригласили популярных писателей и общественно-политических деятелей. В их число вошли писатели Валентин Катаев, Александр Малышкин, Владимир Лидин, Юрий Олеша, Всеволод Иванов, поэты Владимир Луговской, Михаил Светлов, Илья Сельвинский, критик и переводчик Валентин Стенич. Помимо литераторов, при церемонии перезахоронения присутствовали историк Мария Барановская, археолог Алексей Смирнов, художник Александр Тышлер. Они-то и допустили утечку, а слухи моментально расползлись по столице: при вскрытии гроба обнаружилось – у скелета нет черепа, так и похоронили...

В дневнике бывшего члена Военно-революционного комитета в Москве, дипломата и писателя Александра Аросева «До жестокости откровенны» есть такая запись: «...26 мая 1934 года. На днях был у Вс. Иванова, Павленко, Н.Тихонова. Рассказывали, что отрыли прах Гоголя, Хомякова и Языкова. У Гоголя головы не нашли...»

Но обнародовать данные об этом удалось только в конце ХХ века. Так в числе первых появились воспоминания писателя, профессора Литературного института Владимира Лидина, опубликованные в журнале «Русский архив» (№1, 1990). Смотри выше

Собравшиеся творцы литературы растащили на сувениры, кто что успел. Так сам Лидин вырезал заранее припасенными ножницами кусок ткани из фалды, чтобы позднее сделать вставку для футляра первого издания «Мертвых душ». Всеволод Иванов (по другой версии не он) взял ребро Гоголя, директор кладбища комсомолец Аракчеев присвоил себе башмаки великого писателя... Говорят, писатель Малышкин. как все кинулся что-то выхватить из гроба, принес домой лоскут ткани, а ночью ему приснился сам Гоголь: огромного роста и грозно крикнул Малышкину громовым голосом: «а шинелька-то моя!». Испуганный видением Малышкин на утро поспешил к Новодевичьему кладбищу и запрятал похищенный лоскуток в куче свежей земли на новой могиле классика. Пуговицу и часть других вещей родственники вандалов вернули в конце марта 2009 года в только что открывшийся первый музей писателя в Москве. Но как же быть с черепом?

По версии Лидина, череп был извлечен из могилы в 1909 году. Якобы, тогда меценат и основатель театрального музея Алексей Бахрушин подговорил монахов добыть для него череп Гоголя. «В Бахрушинском театральном музее в Москве имеются три неизвестно кому принадлежащие черепа: один из них, по предположению, – череп артиста Щепкина, другой – Гоголя, о третьем – ничего не известно», – писал Лидин в своих воспоминаниях «Перенесение праха Гоголя». Вряд ли эта версия (с хранящимися в музее черепами) имеет серьезное основание. Сталин бы докопался до истины и перенес череп в могилу. Но это не было сделано. Значит, даже предположив, что за этим стоит Бахрушин (запомним эту версию), усомнимся в том, что череп был выставлен на обозрение.

Гораздо больше можно поверить в то, что слухи об украденной голове позднее мог использовать Михаил Булгаков, большой почитатель таланта Гоголя, в своем романе «Мастер и Маргарита». В книге он написал об украденной из гроба голове председателя правления МАССОЛИТа Берлиоза, отрезанной трамвайными колесами на Патриарших прудах. Эту параллель заметил писатель Анатолий Королев, который даже написал роман «Голова Гоголя».

О чрезвычайном происшествии было доложено Сталину. Тот дал команду срочно расследовать дело. Чекисты арестовали всех тех монахов Даниловского монастыря, которые, несмотря на закрытие обители, все же – под разными предлогами – проживали на территории монастыря. В ходе допросов и всплыло имя похитителя - коллекционера и основателя театрального музея в Москве, Алексея Бахрушина. Монастырские власти знали о вандализме и проводили свое закрытое расследование еще в 1909 году, где выяснилось, что, приехав под вечер на могилу к рабочим, миллионер предложил большие деньги за череп Гоголя, и сделка состоялась.

Два дня на гонорар гробокопатели гуляли в трактире. А потом проболтались. За недосмотр монах из хозяйственной части монастыря был понижен в должности и переведен в другую обитель. О самом происшествии в монастыре решили помалкивать. До Бахрушина чекисты добраться не смогли. На свое счастье, он к этому времени уже умер. Обыски в музее и у наследников ничего не дали.

Более того, по слухам в коллекции миллионера было до 40 черепов. Не было найдено ничего. И где спрятано коллекция — неизвестно.Незадолго до революции Бахрушин подарил все огромное собрание российской Академии наук. А после революции был назначен директором театрального музея имени Бахрушина по декрету самого Ленина. В этой должности он находился до самой смерти в 1929 году.

По слухам, череп Гоголя хранился в кожаном медицинском саквояже, среди анатомических медицинских инструментов. Так Бахрушин хотел обезопасить череп Гоголя в случае случайной находки: мало ли что держит в саквояже патологоанатом.

Леопольд Ястржембский, впервые опубликовавший воспоминания Лидина, в своих комментариях к статье пишет, что его попытки обнаружить в Центральном Театральном музее имени Бахрушина какие-либо сведения о якобы находящемся там черепе неизвестного происхождения ни к чему не привели.

Писатель Юрий Алехин, который в середине 80-х годов прошлого века провел собственное расследование обстоятельств, связанных с перезахоронением Гоголя, утверждает, что многочисленные устные воспоминания Владимира Лидина о событиях, происходивших 31 мая 1931 года на Свято-Даниловском кладбище, значительно отличаются от письменных. Во-первых, в личной беседе с Алехиным Лидин даже не упоминал о том, что скелет Гоголя был обезглавлен. По его устному свидетельству, донесенному до нас Алехиным, череп Гоголя был лишь «повернут набок», что, в свою очередь, мгновенно породило легенду о том, что писатель, якобы впавший в подобие летаргического сна, был похоронен заживо.

Позднее, по устному свидетельству Лидина, он и еще несколько литераторов, присутствовавших при вскрытии могилы Гоголя, из соображений мистического порядка тайно «похоронили» похищенную берцовую кость и сапог писателя неподалеку от его новой могилы на Новодевичьем кладбище.



Спасибо khebeb за предоставленную статью из газеты «Северное слово» (Равель). 1942. 16 октября. Автор настоящего журнала считает содержимое статьи абсурдным, но отражающим легенды вокруг пропажи черепа писателя. Публикация не направлена на разжигание национальной розни, автор ЖЖ не разделяет точку зрения журналиста, давно уже представшего перед самым высшим судом

А, как утверждает Полонский, ребром Гоголя обманным путем завладел писатель Лев Никулин: «Стенич… зайдя к Никулину, просил ребро сохранить и вернуть ему, когда он поедет к себе в Ленинград. Никулин изготовил из дерева копию ребра и, завернутое, возвратил Стеничу. Вернувшись домой, Стенич собрал гостей - ленинградских писателей - и… торжественно предъявил ребро, - гости бросились рассматривать и обнаружили, что ребро изготовлено из дерева… Никулин уверяет, что подлинное ребро и кусок позумента сдал в какой-то музей».

Тем не менее, легенда о том, что череп украл Бахрушин продолжает жить. Рассказывают, что голова Гоголя была украшена Бахрушиным лавровым венцом из серебра и помещена в застекленный палисандровый футляр, обшитый изнутри черным сафьяном. Согласно этой же легенде, внучатый племянник Николая Васильевича Гоголя — Яновский, лейтенант российского императорского флота, узнав об этом, пригрозил Бахрушину и отнял голову. Он пришел к нему с оружием и сказал, что, если тот не отдаст череп, застрелит Бахрушина и застрелится сам. Но, якобы, это не потребовалось. Тот сам отдал череп.

А молодой офицер решил отвезти череп в Италию. Еще в 1908 году русские моряки помогали итальянцам справиться с последствиями ужасного землетрясения в Мессине. Правительство Италии высоко оценило вклад наших моряков и на очередную годовщину со дня трагедии пригласило русскую черноморскую эскадру к себе. Ожидался торжественный прием в Риме. Этим и решил воспользоваться Яновский, чтобы попасть в Италию. Однако, сам поехать не смог.

Весной 1911 года по договоренности с российской стороной в Севастополь прибыли итальянские крейсера, чтобы забрать прах своих соотечественников, погибших в Крымскую кампанию. Их тела были захоронены на горе Госфорта.

Яновский решается просить капитана итальянского корабля переправить палисандровый ларец с черепом в Рим и передать его русскому консулу в Италии, чтобы тот захоронил череп по православному обряду. Эта необычная миссия выпала капитану Боргезе. Тот не смог сразу попасть к послу, а потом ушел в дальний поход, оставив голову дома.

Летом 1911 года младший брат капитана, студент Римского университета, отправился с компанией друзей в увеселительную железнодорожную поездку. Это был знаменитый тур римского экспресса по сверхдлинному — по тем временам — тоннелю. Решив подшутить над своими друзьями, юноша открыл коробку с черепом в туннеле. Перед въездом экспресса в толщу гор пассажирами вдруг овладела необъяснимая паника, состав окутывало густое молочное облако тумана. Двоим удалось по чистой случайности спрыгнуть с подножки вагона, остальные унеслись на поезде в небытие. Говорят, в момент, когда крышка была открыта – поезд пропал… Одним из спасшихся оказался Боргезе-младший. Именно с его слов репортеры получили первые сведения об исчезновении Римского экспресса в тоннеле... Легенда гласит, что поезд – призрак исчез не навсегда. Якобы, его иногда видят...

Источник



СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ)



Внимание!!! Если Вы копируете статью или отдельное изображение себе на сайт, то обязательно оставляйте гиперссылку непосредственно на страницу, где размещена первоначальная статья пользователя aldusku. При репосте заметки в ЖЖ данное обращение обязательно должно быть включено. Спасибо за понимание. Copyright © aldusku.livejournal.com Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».

В этой обложке, нарисованной собственноручно Гоголем, зашифровано очень многое. О ней мы поговорим чуть позже

Tags: Библио, кино, книжные редкости
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments

Bestkhebeb

September 1 2017, 11:11:36 UTC 3 years ago

  • New comment
1) Сотый — сто первому: Это от Розанова, вообще говоря, пошло
2) Приписывалось также Льву Никулину:
хостинг для хранения изображений