aldusku (aldusku) wrote,
aldusku
aldusku

Categories:

Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собраний Италии и России




Уже 2 раза был на выставке «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собраний Италии и России», проходящей в ГМИИ им. Пушкина.

Потрясен работами великих. Простота и величие сюжета и цвета. Именно цвета, краски вызывают у меня трепет. Дополнительно к полотнам великих в 3 залах размещены более поздние работы венецианцев из собрания ГМИИ. Наверное, они должны были показать, как основы, заложенные Тицианом, Тинторетто и Веронезе, развивались в последующем. Я же видел только бледные краски и невыразительность в сравнении с титанами возрождения.

На выставке 23 работы или по другим подсчетам — 22 (если два полотна Веронезе «Святой Иоанн Креститель. Святой Мина» — считать единым). Но больше и не надо, и так выходишь с выставки насыщенным, полностью наполненным и неспособным воспринимать на этот момент что-либо еще. У меня такое ощущение появляется обычно после 2-3 часов непрерывного просмотра незнакомой экспозиции где-нибудь в путешествии.

Мои фотографии не передают красоты этих творений (в свою защиту скажу, что и репродукции в альбоме имеют тот же недостаток). Так что, если есть возможность обязательно сходите на выставку. Каждое полотно — словно святыня, которую надо обязательно увидеть, чтобы понять её сакральность.

Традиционно, всем в венецианском ренессансе нравится, как мастера изображали ткани. Большинство моих знакомых восхищались работой Веронезе «Похищение Европы». Именно ткани одеяний вызывают первые ошеломляющие впечатления. Сразу вспоминаются строки из стихотворения Максимилиана Волошина «Венеция»:

О пышность паденья, о грусть увяданья!
Шелков Веронеза закатная Кана,
Парчи Тинторето... и в тучах мерцанья
Осенних и медных тонов Тициана...

Полностью стихотворение привожу в конце заметки. Ну и сразу тогда о структуре. Вначале — введение к выставке (текст ГМИИ им. Пушкина), потом фото с небольшими моими заметками. В завершении хронология деятельности Тициана, Тинторетто и Веронезе.

Введение к выставке (текст ГМИИ им. Пушкина)

В эпоху Возрождения Венеция переживала период блестящего расцвета искусства и, в первую очередь, живописи. В XVI веке там творила триада величайших мастеров кисти — Тициан Вечеллио (1488/1490–1576), Якопо Тинторетто (около 1518–1594) и Паоло Веронезе (около 1528–1588), которые участвовали в формировании европейской художественной культуры, оказав определяющее влияние на искусство последующих веков.

Несмотря на то, что вслед за быстрым поражением Камбрейской лиги (1508–1509) Венеция перестала претендовать на роль главного игрока на международной политической арене, в XVI веке это был богатый космополитичный город, один из самых густонаселенных на континенте, место пересечения культур и экономических интересов. Статус Венеции как города-легенды поддерживался благодаря тому, что представители городской элиты вкладывали огромные средства в картины, скульптуры, архитектурное обновление отдельных зданий и города в целом, а также в предметы роскоши. Постоянный спрос на произведения искусства со стороны местных и зарубежных клиентов привлекал в Венецию многих мастеров из соседних провинций, привозящих в лагуну собственные художественные традиции. Именно в этой многоликой реальности и сформировались живописцы, внесшие наибольший вклад в формирование венецианского стиля, — Тициан, Веронезе, Тинторетто. Эти художники родились в разных городах, принадлежали к разным поколениям, имели разный социальный статус и образование; творчество каждого из них отличалось неповторимым художественным языком и собственным стилем, но при этом они взаимодополняли друг друга.

Тем не менее в их судьбах много общего — к примеру, все они выполняли заказы для важнейших церквей Венеции и прилегающих территорий, а также работали по частным заказам, получаемым от крупнейших политиков и влиятельных персон. Кроме того, все три мастера возглавляли наиболее активно работавшие мастерские, которые, по венецианской традиции, были семейными.

Несмотря на то, что сходство этих мастеров является объективным фактом, большинство исследователей пыталось рассматривать их сосуществование в художественном пространстве Венеции как соперничество, упрощая контекст, который в реальности был гораздо более сложным: каждый из этих живописцев занимал свою нишу, обращаясь к разным категориям заказчиков и разным слоям общества. Они внимательно наблюдали за работой друг друга, изучали ее, и, в конечном итоге, сумели сформировать между собой тип отношений, исключавший открытое противостояние: каждый из них сохранял верность общим культурным корням, при этом четко осознавая собственную творческую индивидуальность.

Основанный на тематическом отборе произведений, этот выставочный проект ставит вопрос о самой вероятности существования соперничества между этими мастерами, а сопоставление их произведений позволяет выявить особенности художественного языка каждого из живописцев, показав их творчество в подлинном историческом, социальном и экономическом контексте.

Экспозиция дает зрителям уникальную возможность увидеть наиболее важные шедевры трех мастеров, хранящиеся в собраниях главных музеев Италии и России. На выставке соединились в одном пространстве портретные работы и произведения на религиозную тематику — от композиций, создававшихся для частных заказчиков, до крупных алтарных образов (вид живописи, в котором венецианские художники XVI века совершили подлинную революцию).

Кураторы выставки не обошли стороной и тему трактовки мифологических сюжетов, в рамках которых Тициан, Тинторетто и Веронезе обнаружили собственные подходы к раскрытию темы красоты, исполненной чувственности и живого трепета. Свобода и оригинальность интерпретации эротических сюжетов, свойственных мифологической тематике, на протяжении многих столетий прославляют венецианскую живопись XVI столетия — золотого века Тициана, Тинторетто, Веронезе.

1

ПАОЛО КАЛЬЯРИ, прозванный ВЕРОНЕЗЕ (около 1528–1588). Сусанна и старцы. 1580–1585. Холст, масло. Генуя, Палаццо Бьянко (предоставлено частным собранием)

Классический сюжет дополнен собачкой как символом добродетели. Выставку можно смело назвать: «животные по полотнах мастеров Ренессанса». Кого только тут не встретишь: коня, льва, кошку и других. «И корова, и волчица, / И жучок, и червячок...» :).

2

ПАОЛО КАЛЬЯРИ, прозванный ВЕРОНЕЗЕ (около 1528–1588). Похищение Европы. 1578–1580. Холст, масло. Рим, Капитолийские музеи/Пинакотека Капитолина

Уже выше написал про ткани. Мне сразу вспомнились работы Франсуа Буше.

3

ЯКОПО РОБУСТИ, прозванный ТИНТОРЕТТО (около 1518–1594). Грехопадение Адама и Евы. Около 1550–1551. Холст, масло. Венеция, Галерея Академии

Здесь же изображено изгнание Адама и Евы из рая.

Тинторетто («маленький красильщик») сын маляра, преклонялся перед талантом Тициана и Микеланджело. На дверях его мастерской был написан девиз: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана» [il disegno di Michelangelo ed il colorito di Tiziano].

4

ЯКОПО РОБУСТИ, прозванный ТИНТОРЕТТО (около 1518–1594). Христос и грешница. Около 1545–1548. Холст, масло. Рим, Национальная галерея старинного искусства, Палаццо Барберини

Мне запомнилось два основных цвета: оранжевый (нимбы, одеяние жрецов) и синий (небо и море). И оба они есть в изображении грешницы.

Ее глаза опущены к земле и прикованы к загадочным словам, о значении которых умалчивает Евангелие и которые не один раз пытались интерпретировать Отцы Церкви. Хорхе Луис Борхес писал об этом: «[учитель] всего однажды написал несколько слов на земле, и никто их не прочитал»

5

ТИЦИАН ВЕЧЕЛЛИО (1488/1490–1576). Саломея. Около 1515. Холст, масло. Рим, Галерея Дориа Памфили

Одна из самых ранних работ Тициана. Предполагается, что в Иоанне Крестителе художник изобразил себя.

5.1

Фрагмент. Автопортрет Тициана (?)

6

ПАОЛО КАЛЬЯРИ, прозванный ВЕРОНЕЗЕ (около 1528–1588). Венера и Марс с Амуром и лошадью. Около 1570 г. Холст, масло. Турин, Савойская галерея (Сабауда)

Спутники богов Купидон и скакун Марса, спускающиеся по винтовой лестнице с Олимпа, подчеркивают фривольность сцены.

7

ТИЦИАН ВЕЧЕЛЛИО (1488/1490–1576). Венера и Адонис. Около 1545. Холст, масло. Москва, Фонд «Классика»

8

ЯКОПО РОБУСТИ, прозванный ТИНТОРЕТТО (около 1518–1594). Снятие с креста. Около 1560. Холст, масло. Галерея Академии

Эта произведение наиболее понравилось мне. «Снятие с креста» представляет собой алтарный образ, написанный для венецианской церкви Санта Мария дель Умилта, не сохранившейся до наших дней.

По моему мнению, благодаря игре света и тени главный персонаж здесь — Мария.

Геометрия полотна: Иосиф Аримафейский, поддерживающий фигуру Христа, образует с ним единую диагональ, идущую параллельно линии, выстроенной положением трех Марий. Голова Богоматери лежит на руке Марии Клеоповой, а ее тело образует с фигурой Христа прямой угол, объединяя движение в композиции и придавая ей особую выразительную ритмику и динамику. Руки Марии слегка касаются ног мертвого сына.

9

ПАОЛО КАЛЬЯРИ, прозванный ВЕРОНЕЗЕ (около 1528–1588). Кающийся святой Иероним. Около 1580. Холст, масло. Венеция, Галерея Академии

Иероним Стридонский обычно изображается либо как кардинал, в широкополой шляпе и красной сутане, либо как кающийся в простом одеянии и бьющий себя камнем в грудь. Здесь же обе ипостаси соединены (шляпу кардинала видно на переднем фоне).

Лев — напоминает о легенде. Когда Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришёл хромой лев. Иероним вытащил из ноги льва занозу. После этого лев стал его постоянным спутником. Монахи обратились с просьбой к Иерониму заставить льва работать, чтобы он так же, как они, сам зарабатывал себе хлеб насущный. Иероним согласился и заставил льва стеречь монастырского осла, когда тот возил дрова. Однажды лев заблудился, и осёл остался без охранника. Оставленного без присмотра осла украли грабители и продали каравану купцов, которые его увели. Вернувшись, лев не нашёл осла и, глубоко опечаленный, пошёл обратно в монастырь. Монахи при виде виноватого взгляда льва решили, что он съел осла, и во искупление греха приказали льву делать работу, предназначавшуюся ослу. Лев повиновался и стал смиренно трудиться. Но однажды лев увидел пропавшего осла в караване и в качестве доказательства своей невиновности с триумфом привёл целый караван в монастырь.

9.1

Фрагмент

10

ПАОЛО КАЛЬЯРИ, прозванный ВЕРОНЕЗЕ (около 1528–1588). Снятие с креста. 1546–1549. Холст, масло. Музей Кастельвеккьо

Тела заполняют всю левую часть картины, деля её по диагонали на две половины. В нарушении традиционной композиции правая сторона ничем не уравновешена.

11

ПАОЛО КАЛЬЯРИ, прозванный ВЕРОНЕЗЕ (около 1528–1588). Мадонна с Младенцем, святыми Петром и Екатериной Александрийской. Около 1550. Холст, масло. Виченца, Городской музей Палаццо Кьерикати

Здесь нет канонического атрибута святой Екатерины Александрийской — зубчатого колеса, орудия пытки, которым должно было быть растерзано её тело, о чем говорится в «Золотой легенде» Иакова Ворагинского.

Согласно этой книге, римский император Максимин настаивал на том, чтобы Екатерина, принцесса из Александрии Египетской, отказалась от христианской веры. Однако молодая женщина, напротив, сумела обратить в свою веру мудрецов, посланных правителем, чтобы убедить ее торжественно отречься. И то же самое ей удалось совершить с императрицей. И мудрецы, и императрица были казнены за это. Екатерина тоже была приговорена к смерти за свою веру и за то, что не согласилась выйти замуж за Максимина и занять место его казненной супруги. Святую ожидали нестерпимые муки, но внезапно появившийся ангел уничтожил орудия пытки. Тогда император, не смутившись даже при виде этого чуда, приказал обезглавить святую.

12

ПАОЛО КАЛЬЯРИ, прозванный ВЕРОНЕЗЕ (около 1528–1588). Воскресение Христа. Около 1575. Холст, масло. Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина

Работа из коллекции ГМИИ выставляется впервые после реставрации.

13

ЯКОПО РОБУСТИ, прозванный ТИНТОРЕТТО (около 1518–1594). Святой Георгий, убивающий дракона. 1555–1558. Холст, масло. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Тут Святой Георгий совсем иной, чем мы привыкли его видеть. Абсолютно светская, рыцарская трактовка легенды.

14

ЯКОПО РОБУСТИ, прозванный ТИНТОРЕТТО (около 1518–1594). Крещение Христа. Около 1580. Холст, масло. Венеция (Сан Поло), церковь Сан Сильвестро

15

ПАОЛО КАЛЬЯРИ, прозванный ВЕРОНЕЗЕ (около 1528–1588). Святой Иоанн Креститель. Святой Мина. 1558–1561

Изначально эти полотна украшали орган венецианской церкви Сан Джеминьяно, стоявшей на площади Сан Марко, напротив базилики, и снесенной в 1807 году. При закрытом органе можно было увидеть изображения двух святых епископов.

16

ПАОЛО КАЛЬЯРИ, прозванный ВЕРОНЕЗЕ (около 1528–1588). Святой Иоанн Креститель. Святой Мина. 1558–1561

О святом Мине Котуанском, египетском великомученике III века, известно мало. Хотя историческая достоверность существования этого персонажа оспаривается, Мина и по сей день остается в Египте одним из самых любимых святых. Паоло Веронезе не следовал устоявшимся иконографическим традициям и написал Мину в образе храброго воина, что встречается лишь в различных изданиях римского мартиролога: «святой Мина египетский, служивший воином в Котуане, во Фригии, который в правление Диоклетиана, отказавшись от воинских почестей, заслужил вознесения на небеса […] и после смерти сотворил множество великих чудес».

Св. Мина наделен ярким характером: он гордый, бесстрашный, уверенный в себе, стоящий с высоко поднятой головой, с задумчивым взглядом. Как и подобает всякому уважающему себя воину, он готов вступить в бой, его непринужденная поза контрастирует с изображением святого Иоанна, лицо которого выражает веру и преклонение. Иоанн Креститель предстает не красноречивым оратором, способным повести за собой толпу и торжественно объявить о приходе Мессии: «вооруженный» верой и смирением, святой погружен в созерцание, его образ, в том числе и цвет одеяния, оттесняет повествование о деятельном доблестном воине.

ПАОЛО КАЛЬЯРИ, прозванный ВЕРОНЕЗЕ (около 1528–1588). Святой Иоанн Креститель. Святой Мина. 1558–1561



ЯКОПО РОБУСТИ, прозванный ТИНТОРЕТТО (около 1518–1594). Тайная вечеря. 1547. Холст, масло. Венеция, церковь Сан Маркуола

Надпись, оставленная рукой художника на табурете на первом плане, гласит, что работа была закончена 27 августа 1547 года.

Обратите внимание, что на тарелке агнец божий. Что Христос, агнец будет принесен в жертву указывает нож на столе, направленный на Сына божьего.

Иуда изображен с мешочком, полным серебряников, за спиной.

Женщины по бокам — аллегорические фигуры Веры и Милосердия. Amor Dei = поклонение телу Христову, и Amor proximi = милосердие к ближнему



Фрагмент. Тайная вечеря.



ЯКОПО РОБУСТИ, прозванный ТИНТОРЕТТО (около 1518–1594). Встреча Марии и Елизаветы. Около 1550. Холст, масло. Болонья, Национальная картинная галерея



ТИЦИАН ВЕЧЕЛЛИО (1488/1490–1576). Святой Иоанн Милостивый. 1549–1550. Холст, масло. Венеция, церковь Сан Джованни Элемозинарио



ЯКОПО РОБУСТИ, прозванный ТИНТОРЕТТО (около 1518 —1594). Пирам и Фисба. Около 1541. Дерево, масло. Модена, Галерея Эстенсе

Мне в этой картине больше всего впечатлил зелёный цвет различных оттенков.

Вавилонские прародители «Ромео и Джульеты»



ЯКОПО РОБУСТИ, прозванный ТИНТОРЕТТО (около 1518–1594). Портрет прокуратора Антонио Капелло. Около 1560–1565. Холст, масло. Венеция, Галерея Академии

Патриций Антонио Капелло начал политическую карьеру в 1511 году в возрасте около 17 лет. В 1525 году Капелло был избран прокуратором Супры, ведавшей собором Сан Марко, его Сокровищницей и Соборной площадью.

Антонио Капелло был известен и как меценат, тонко чувствующий искусство. Он принимал активное участие в общественной жизни республики. С 1530 года его привлекли к разработке проекта реорганизации акватории Сан Марко. Между 1551 и 1556 годами он участвовал в первых дискуссиях о реконструкции моста Риальто, осуществленной спустя тридцать лет. В 1557–1559 годах он следил за возведением Золотой лестницы во Дворце дожей, спроектированной Алессандро Витториа и Баттисто Франко.

Отсутствуют украшения и детали, которые могли бы подчеркнуть статус изображаемого, но были неприемлемы для Дворца правительства. Капелло изображен в прокураторской мантии из простой ткани красного цвета, символизирующего власть и благородство.



ПАОЛО КАЛЬЯРИ, прозванный ВЕРОНЕЗЕ (около 1528–1588). Портрет дворянина в мехах (Даниэле Барбаро (?)). Около 1551. Холст, масло. Флоренция, Галерея Палатина (Палаццо Питти)

Другой портрет кардинала и переводчика Даниэля Барбаро (Daniele Barbaro 1514–1570) кисти Веронезе хранится в Рейксмюсеуме [Rijksmuseum] Амстердам.



ТИЦИАН ВЕЧЕЛЛИО (1488/1490–1576). Портрет Алессандро Фарнезе. 1545–1546. Холст, масло. Неаполь, Национальный музей Каподимонте

На портрете изображен кардинал Алессандро Фарнезе-младший (1520–1589), сын Пьера Луиджи, который, в свою очередь, был сыном первого Алессандро Фарнезе, известного как папа римский Павел III (с 1534 по 1549).

Алессандро-младшего называют «великим принцем Возрождения», и не только из-за истории его личной жизни (несмотря на церковный сан, он имел многочисленные любовные связи и даже внебрачную дочь), но прежде всего благодаря деятельности в качестве мецената. Он был собирателем древностей, покровителем Эль Греко, инициатором строительства принадлежавших его семье величественных дворцов в Риме. Кроме того, кардинал Фарнезе был сторонником иезуитов, и его старания обеспечили возведение церкви Иль Джезу.

Алессандро держит перчатку — необычный аксессуар в изображениях духовенства, которая напоминает о стремлении кардинала к элегантности, подчеркивая напряжение, идущее от не усмиренного до конца желания светскости.

Хронология

1488 Приблизительно в этом году в Пьеве-ди-Кадоре родился Тициан Вечеллио.

1506 Альбрехт Дюрер в Венеции пишет «Праздник четок» (Прага, Национальная галерея).

1508 Тициан вместе с Джорджоне расписывает наружные стены Фондако деи Тедески.

1510 Скончался Джорджо ди Кастельфранко, известный под именем Джорджоне.

1511 Тициан выполняет фрески для Скуолы дель Санто в Падуе.

1513 Совет Десяти принял постановление о создании большого полотна «Битва при Сполето». Работа была поручена Тициану, закончившему произведение лишь через три с лишним десятилетия.

1516 Скончался Джованни Беллини.

Тициан начал писать картину «Ассунта» («Вознесение Девы Марии») для церкви Фрари.

1518 Тициан передает францисканцам церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари алтарную картину «Ассунта».

1519 Родился Якопо Комин (Робусти), позднее получивший прозвище Тинторетто.

1520 Тициан сдает заказчику так называемый «Алтарь Гоцци», датированный и подписанный.

1523 Тициан закончил «Благовещение» для собора в Тревизо.

1526 Тициан завершил цикл картин для Алебастрового кабинета при дворе герцога Феррары. Он закончил также «Алтарь Пезаро».

1528 В Вероне родился Паоло Кальяри, позднее получивший известность как Паоло Веронезе.

1533 Карл V жалует Тициану титул графа Палатинского и кавалера Золотой шпоры

1538 Тициан закончил композицию «Введение Девы Марии во храм» для Скуолы делла Карита, начатую в 1534 году.

1539 Тинторетто начинает работать как независимый мастер.

1540 В декабре Джорджо Вазари приезжает в Венецию по приглашению Пьетро Аретино.

1542 В августе, выполнив несколько заказов, Джорджо Вазари покидает Венецию.

1544 Тициана пригласили в Рим, где он был гостем Алессандро и Оттавио Фарнезе. Там он встречается с Микеланджело.

1545 Тициан покидает Рим и возвращается в Венецию, по пути, возможно, сделав остановку во Флоренции.

1546 Паоло Веронезе получает и выполняет первые независимые заказы в своей Родной Вероне.

1547 Тинторетто пишет «Тайную вечерю» для церкви Сан Маркуола в Венеции.

1548 Тинторетто закончил «Чудо святого Марка» для Скуолы Гранде ди Сан Марко. Первая поездка Тициана в Аугсбург, где он создает «Конный портрет Карла V» (Мадрид, Прадо).

1550 По приглашению Филиппа II Тициан вновь едет в Аугсбург.

1551 Веронезе украшает Виллу Соранцо в Кастельфранко и получает заказ на «Алтарь Джустиниан» для церкви Сан Франческо делла Винья в Венеции.

В августе Тициан возвращается из второй поездки в Аугсбург.

1553 Вместе с Дзелотти и менее талантливым Понкино Паоло Веронезе получает заказ на украшение нескольких помещений Дворца дожей.

Тинторетто получает плату за большое полотно (утраченное в 1577) для зала Большого совета.

1554 Направив Филиппу II картину «Венера и Адонис» (Прадо), Тициан, таким образом, сдает заказчику первый сюжет мифологического цикла «поэзии».

1555 1 декабря Веронезе заключает контракт на украшение потолка ризницы церкви Сан Себастьяно. В том же году он впервые подписывает свою работу именем Веронезе (по названию родного города).

1556 Веронезе заключает договор с монахами церкви Сан Себастьяно на роспись потолка храма изображениями Историй Эсфири. Ему были также заказаны три из двадцати одного медальона, украшающих потолок Библиотеки Святого Марка.

1557 Тициан вручает Паоло Веронезе золотую цепь в награду за участие в оформлении Библиотеки Святого Марка.

1559 Тициан отправляет Филиппу II еще две картины из мифологической серии «поэзии».

Тинторетто работает в церкви Мадонна делл'Орто.

Веронезе, видимо, в этом году начинает украшение Виллы Барбаро в Мазере.

1560 Веронезе заканчивает украшение Виллы Барбаро в Мазере.

1562 Веронезе получает заказ на создание «Брака в Кане» для трапезной Сан Джорджо Маджоре (Париж, Лувр), в то время как Тинторетто работает в Прокурациях.

Тициан отсылает две последние картины из цикла «поэзии» Филиппу II.

1563 Тициан, Тинторетто и Веронезе призваны в качестве экспертов в споре о мозаиках, выполненных братьями Дзуккато.

За год с небольшим Веронезе заканчивает «Брак в Кане» (Париж, Лувр) для Сан Джорджо Маджоре.

1564 Тинторетто получил заказ на композицию «Святой Рох во славе» для Скуолы Гранде ди Сан Рокко.

1566 Тициан и Тинторетто избраны членами флорентийской Академии рисунка.

1567 Тинторетто получает плату за выполнение нескольких крупных работ, написанных для Скуолы Гранде ди Сан Рокко.

1571 Тинторетто получает плату за серию «Философы» для Библиотеки Святого Марка.

Умирает Парис Бордоне.

1573 20 апреля Веронезе заканчивает «Пир в доме Левия» для монахов Санти Джованни э Паоло; в связи с этим произведением в июле того же года он был допрошен инквизицией.

1576 10 августа Тициан Вечеллио умирает от чумы в своем доме-мастерской на Бири Гранде. Похоронен в церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. Веронезе приступает к украшению зала Коллегии во Дворце дожей. Тинторетто начинает работать в Верхнем зале Скуолы Гранде ди Сан Рокко.

1577 Тинторетто обязуется выполнять ежегодно три живописных работы для Скуолы Гранде ди Сан Рокко в обмен на пожизненное жалование («provision») в 100 дукатов в год.

1578 Тинторетто поручено выполнение четырех аллегорических картин для Дворца дожей.

1581 Тинторетто завершает картины для стен Верхнего зала Скуолы Гранде ди Сан Рокко.

1582 Веронезе завершил «Триумф Венеции» в зале Большого совета и вместе с Франческо Бассано выиграл конкурс на исполнение «Рая» для того же помещения, но закончить работу ему не удастся.

Тем временем Якопо Тинторетто поручено украшение других залов того же здания.

1587 Тинторетто заканчивает украшение Скуолы Гранде ди Сан Рокко.

1588 19 апреля скончался, вероятно, от воспаления легких, Паоло Веронезе. Похоронен в церкви Сан Себастьяно.

Тинторетто поручено исполнение картины «Рай» для зала Большого совета.

1590 Тинторетто получает ряд платежей за работы, выполненные им в Новых прокурациях.

1592 14 февраля скончался Якопо Бассано, а через несколько месяцев умер и его сын Франческо.

1594 Якопо Тинторетто завершил роспись хоров церкви Сан Джорджо Маджоре. Закончив это произведение, Тинторетто скончался 31 мая и был похоронен в церкви Мадонна дель'Орто.



СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ)



Внимание!!! Если Вы копируете статью или отдельное изображение себе на сайт, то обязательно оставляйте гиперссылку непосредственно на страницу, где размещена первоначальная статья пользователя aldusku. При репосте заметки в ЖЖ данное обращение обязательно должно быть включено. Спасибо за понимание. Copyright © aldusku.livejournal.com Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».

Венеция

Резные фасады, узорные зданья
На алом пожаре закатного стана
Печальны и строги, как фрески Орканья, —
Горят перламутром в отливах тумана...

Устало мерцают в отливах тумана
Далеких лагун огневые сверканья...
Вечернее солнце, как алая рана...
На всем бесконечная грусть увяданья.

О пышность паденья, о грусть увяданья!
Шелков Веронеза закатная Кана,
Парчи Тинторето... и в тучах мерцанья
Осенних и медных тонов Тициана...

Как осенью листья с картин Тициана
Цветы облетают... Последнюю дань я
Несу облетевшим страницам романа,
В каналах следя отраженные зданья...

Венеции скорбной узорные зданья
Горят перламутром в отливах тумана.
На всем бесконечная грусть увяданья
Осенних и медных тонов Тициана.

Максимилиан Волошин



Tags: Искусство, выставки, музеи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments