aldusku (aldusku) wrote,
aldusku
aldusku

Categories:

Материалы для русской иконографии. Собрал Д.А. Ровинский. IV том




Сегодня IV том Ровинский Д.А. Материалы для русской иконографии 1886, гравюры с 121 по 160.



Содержание всех томов (опись гравюр)

Об издании и предисловие, I том (1 / с 1 по 20), I том (2 / с 21 по 40), II том (1/ с 41 по 60) Смутное время; II том (2/ с 61 по 80); III том (1/ с 81 по 100); III том (2/ с 101 по 120); IV том (с 121 по 160); V том (161 по 200); VI том (с 201 по 240); VII том (с 241 по 280); VIII том (с 281 по 320); IX том (с 321 по 360); X том (361 по 400); XI том (с 401 по 440); XII том (1/ с 441 по 461) Пугачев и Разин; XII том (2/ с 462 по 480)

Великий Ровинский Д. А. и его мертвецкая

Две гравюры работы Берсенева.

121. Портрет графини Екатерины Николаевны Орловой работы Берсенева

121. Портрет графини Екатерины Николаевны Орловой работы Берсенева

122. Св. Иероним, с картины Доминикино, работы Берсенева

122. Св. Иероним, с картины Доминикино, работы Берсенева

121. Портрет графини Екатерины Николаевны Орловой, урожденной Зиновьевой.

122. Одна гравюра, исполненная Берсеневым для Орлеанской галереи: «Св. Иероним», с картины Доминикино. Обе гелиогравюры исполнены в Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг, по способу г. Скамони; ретушированы известным гравером П. К. Константиновым.

Иван Архипович Берсенев родился в Екатеринбурге, в 1762 г. Президент Академии Художеств Бецкий, узнав о его способностях к рисованию, вытребовал 17-летнего Берсенева в Петербург и в 1779 г. поместил его в Академию Художеств. Здесь, бывши в 4-м возрасте, Берсенев награвировал голову Богоматери («призри на смирение»); затем скопировал гравюру Эделинка «Моисей со скрижалями Завета». 3-го сентября 1782 г., в 5-м возрасте, получил 1-ю серебряную медаль за рисунок и лепку ; в 1784 награвировал Св. Андрея, с картины Лосенко, а 17 июля 1785 г. получил большую золотую медаль за оригинальную гравюру с картины Ван дер Верфа «Магдалина в пустыне». В этом же году ему поручен был надзор за классом гравирования, по случаю увольнения Степана Иванова и: «в рассуждение отличного его искусства и доброго поведения». В 1788 г. Берсенев отправлен пенсионером Академии в Париж, учиться у знаменитого в то время гравера Бервика. Здесь Берсенев исполнил три гравюры для Орлеанской галереи и умер 16/5 января 1789, 27 лет. Его сгубили женщины и скоротечная чахотка

Гравюры Берсенева отличаются хорошим рисунком; по блеску и чистоте резца Берсенев стоит впереди русских граверов прошедшего столетия и первой половины нынешнего.

Фототипии с 8 живописных картин из жизни Марины Мнишек и Димитрия Самозванца.

123. Портрет Дмитрия Самозванца

123. Портрет Дмитрия Самозванца

124. Портрет Марины Мнишек

124. Портрет Марины Мнишек

125 Бракосочетание Марины Мнишек в Кракове

125. Бракосочетание Марины Мнишек в Кракове

126. Бракосочетание Марины Мнишек в Кракове

126. Бракосочетание Марины Мнишек в Кракове

127. Въезд Марины Мнишек в Москву

127. Въезд Марины Мнишек в Москву

128. Въезд Марины Мнишек в Москву

128. Въезд Марины Мнишек в Москву

129. Коронование Марины Мнишек и Дмитрия Самозванца.

129. Коронование Марины Мнишек и Дмитрия Самозванца

130. Коронование Марины Мнишек и Дмитрия Самозванца.

130. Коронование Марины Мнишек и Дмитрия Самозванца

Картины 125, 127 и 129 находятся в Московской Оружейной палате, и как видно из надписи, находящейся на обороте их, они скопированы польским живописцем Валерием Котерским с оригиналов, находящихся в Вишневецком замке. Эти картины очень интересны для изучения польских костюмов начала XVII века, и для иконографических изысканий и определения лиц, тоже из поляков, изображенных кругом Марины. Все же, что касается русских личностей, в них произвольно и фантастично.

Остальные картины находятся в Московском историческом музее; две из них (126 и 128) в иконографическом отношении представляют одинаковый интерес с картинами Оружейной палаты; они довольно плохой доморощенной польской работы; портреты Самозванца и Марины той же кисти, причем на изображении Марины повторена точь-в-точь сцена из ее коронования, которая помещена и на картине № 128.

Чрезвычайного внимания заслуживает картина № 130, написанная очень своеобразно и напоминающая во многом другую картину, изображающую прием Самозванцем Польских послов, находящуюся в музее г. Пешта. Наша картина разделена на две половины; в первой представлено коронование Марины и Дмитрия в присутствии Георгия Мнишка и посла Олесницкого, стоящего подле Марины справа. В середине очень недурно написана группа полек. Левая сторона, самая интересная, представляет шествие Дмитрия, в сопровождении Георгия Мнишка, и Марины, в сопровождении боярыни Мстиславской, с Красного крыльца в Успенский Собор. Шествие открывается рядом бояр, в парчовых кафтанах и четырьмя рындами. По бокам и у стены немецкая гвардия с алебардами и знаменами с русским орлом. Костюмы бояр и гвардейцев очень живописны.

Шестнадцать листов русских нарядов из изданий второй половины XVI столетия.

131. Гравюра из издания Ганса Вейгеля

131. Гравюра из издания Ганса Вейгеля

132. Гравюра из издания Ганса Вейгеля

132. Гравюра из издания Ганса Вейгеля133. Гравюра из издания Ганса Вейгеля

133. Гравюра из издания Ганса Вейгеля

134. Гравюра из издания Ганса Вейгеля

134. Гравюра из издания Ганса Вейгеля

135. Гравюра из издания Ганса Вейгеля

135. Гравюра из издания Ганса Вейгеля

136. Гравюра из издания Ганса Вейгеля

136. Гравюра из издания Ганса Вейгеля

137. Гравюра из издания Ганса Вейгеля

137. Гравюра из издания Ганса Вейгеля

Первые семь листов, №№ 131—137, из очень редкого издания Ганса Вейгеля: «Habitus praecipuorum Populorum, tam vivorum quam foeminarum singulari arte depicti. Trachtenbuch: darin fast allerley und en fürnembsten Nationen, die heutigstags bekant sind, klidungen, beide wie es bey Manns und Weibs personen gebräuchlich, mit allem vleiss abgerissen seyn, sehr lustig und kurzweilig zu sehen. Gedruckt zu Nürnberg, bey Hans Weigel Formschneider. Mit. Röm. Kay. May. Freiheit Anno MDLXXVII», fol. С 219 картинками.

138. Гравюра из книги Чезаре Вечеллио, 1598

138. Гравюра из книги Чезаре Вечеллио, 1598

139. Гравюра из книги Чезаре Вечеллио, 1598

139. Гравюра из книги Чезаре Вечеллио, 1598

140. Гравюра из книги Чезаре Вечеллио, 1598

140. Гравюра из книги Чезаре Вечеллио, 1598

141. Гравюра из книги Чезаре Вечеллио, 1598

141. Гравюра из книги Чезаре Вечеллио, 1598

142. Знатная москвитянка. Гравюра из книги Чезаре Вечеллио. 1598

142. Знатная москвитянка. Гравюра из книги Чезаре Вечеллио. 1598

143. Рыцарь московитов (стрелец). Гравюра из книги Чезаре Вечеллио, 1598

143. Рыцарь московитов (стрелец). Гравюра из книги Чезаре Вечеллио, 1598

144. Гравюра из книги Чезаре Вечеллио, 1598

144. Гравюра из книги Чезаре Вечеллио, 1598

145. Посол Московитов. Гравюра из книги Чезаре Вечеллио, 1598

145. Посол Московитов. Гравюра из книги Чезаре Вечеллио, 1598

146. Пехотинец. Гравюра из книги Чезаре Вечеллио, 1598

146. Пехотинец. Гравюра из книги Чезаре Вечеллио, 1598

Остальные девять картинок, №№ 138–146, заимствованы из 2-го издания книги: «Cesare Vecellio, Habiti antichi et moderni di tutto il mondo.... Venetia (1598 )»; 12°. Это 2-е издание со множеством фигур в рост, гравированных на дереве мастером Кристофором Кригером (della Guerra), умершим в 1589 г.

Живописец Cesare Vecellio был двоюродный брат и ученик знаменитого Тициана; он родился в Падуе в 1330 г. и умер в Венеции в 1606. Его книга заслужила большую известность; многие рисунки в ней приписывались самому Тициану. В 1859 г. Дидо перепечатал ее в Париже, со всеми рисунками, которые были скопированы в точности с 1-го издания книги Vecellio, 1590 г.

Четыре изображения Петра I с оригинальных масок, вылепленных с него при жизни.

147. Портрет Петра I с воскового бюста

147. Портрет Петра I с воскового бюста

148. Портрет Петра I

148. Портрет Петра I

149. Портрет Петра I с гипсовой маски

149. Портрет Петра I с гипсовой маски

150. Восковая фигура Петра I в Эрмитаже

150. Восковая фигура Петра I в Эрмитаже

147. Портрет Петра, награвированный с воскового бюста его, отлитого для кардинала Оттобони, в двух разных отпечатках: Петр изображен в латах, по пояс, 3/4 вправо, голова лысая; волосы спадают длинными прядями по сторонам до самых плеч; на носу, с правой стороны, около глаза, бородавка.

148. Снят с той же доски, но подправленной, или лучше сказать, перегравированной заново; бородавка на носу уничтожена; прядь волос у левой щеки тоже уничтожена; овальная рамка, состоящая из трех обручей, стерта и заменена простым белым ободком.

Оба номера сняты с экземпляров, находящихся в собрании Дашкова, и составляющих большую редкость. Оригинальный восковой бюст был подарен в 1866 г. Баронессою Висконти Императору Александру II и в настоящее время находится в Эрмитаже.

Как видно из подписи под нашей картинкой, форма для бюста была вылеплена на лице Петра из гипса. Из дошедших до нас сведений видно, что такие формы были отливаемы с Петра еще два раза, в Берлине в 1719 г. и графом Растрелли-отцом в Петербурге.

149. Гравюра, сделанная с гипсовой маски, снятой в Берлине в 1719 г. В книге: «Le Journal de Pierre le Grand. Berlin 1773». 4°

150. Относительно восковой фигуры, находящейся в Эрмитаже, сохранились следующие сведения: «1732 году июля 14 дня, по приказу Его Графского Сиятельства, Обер-маршала и Кавалера Фонлевенвольда, и по присланному от Гоф-интенданта, господина Кормедона письму, принята в Ее Императорского Величества кунсткамеру персона блаженный памяти Его Императорского Величества Петра первого, деланная из воску графом Расстрелием, которая сформована с натуральной Его Величества Особы, в платье том, которое изволил иметь в Коронации Государыни Императрицы; лице и руки и ноги вощаные с собственных Его Императорского Величества; прочей же корпус весь из дерева, которой имеет движение, как кому пожелается». Гравюры с этой персоны сделаны для означенного Кабинета, одна Плаховым, а другая в мастерской Клаубера (для изд. 1800 г.).

151. Политический тризет

151. Политический тризет

151. Политический тризет; играют: Иосиф, Император Австрийский, Екатерина II и Султан Ахмет; последний растерял свои карты. В открытую дверь видна смерть; часовой не впускает се в комнату, но она уже успела пустить стрелу прямо в грудь Ахмета. Современный сатирический листок.

152. Потоп на севере в 1806 году

152. Потоп на севере в 1806 году

152. Потоп на севере в 1806 году. 17-го августа составилась коалиция Пруссии, России и Швеции против Наполеона. Узнав об этом, Наполеон 25 сентября выехал из Парижа, прибыл в Бамберг и во главе 180,000 армии (в числе которой было 60,000 саксонцев) разбил Пруссаков 14 октября под Иеною, а 25-го вошел в Берлин. Разорив Пруссию, Наполеон занял Гессенское курфюршество, так как курфюрст, желая спасти себя и угодить обеим сторонам, объявил нейтралитет. Вслед затем объявлена 21 ноября против Англии континентальная система.

Потоп на севере представляет пародию на картину Жироде «Потоп», которая производила большой эффект на Парижской художественной выставке 1806 года. Англичанин, оплакивающий на скале потерю своих барышей, напоминает скупого на картине Жироде. В потопе на севере королева Луиза представлена в том самом костюме Шефа драгунского полка, который она носила, находясь с мужем среди войска. Знаменитая кампания, в которой Наполеон уничтожил Пруссию, была окончена им в 17 дней.

153. Королева и Король Пруссии после разорения их королевства Наполеоном.

153. Королева и Король Пруссии после разорения их королевства Наполеоном

153. Картина, изображающая Королеву и Короля Прусских после разорения их королевства Наполеоном.

Три картинки с изображением Беннингсена.

154. Ускоренный поход русской армии на помощь Пруссии

154. Ускоренный поход русской армии на помощь Пруссии

155. The political cock horse

155. The political cock horse

156. Polish diet with French desert.

156. Polish diet with French desert.

154. Ускоренный поход русской армии на помощь Пруссии; Наполеонов орел поднял Прусского короля на воздух; король кричит о помощи. — «Мы идем! кахи, каха!» отвечает генерал Беннингсен, сидя верхом на раке и запрятав руки в муфту; за ним следует русская армия верхом на черепахах. — Наполеон произнес по этому случаю торжественную речь перед своим войском: «Солдаты! Русские хвалятся воевать с нами; мы пойдем им на встречу; мы сократим для них половину пути; они найдут Аустерлиц посреди Пруссии. Нация, так скоро забывшая великодушие, с которым мы поступили с ней после той битвы, где ее Император, его двор и остатки его армии были спасены только благодаря дарованной им капитуляции, — такая нация не может иметь успеха в борьбе с нами». Однако же генерал на раке и солдаты на черепахах не оправдали ожиданий Наполеона, и наделали ему немало хлопот, как это видно из нижеследующих карикатур.

155. The political cock horse; карикатура, изданная после битвы под Прейсиш-Эйлау, самой кровавой для Наполеона, в которой победа стоила ему дороже поражения. Беннингсен только что сшиб его с коня; Наполеон летит вверх тормашками, с предложениями о мире. Справа подзадоривает Англичанин, хлопая в ладоши, с криком: «браво, браво, русские!».

156. Polish diet with French desert. Карикатура на последние неудачи Наполеона в России, в конце 1812 года.

Беннингсен жарит Наполеона на вертеле, приправляя его лягушками. Русский медведь вертит вертел; сок из Наполеона стекает в корыто с казацким супом; кругом стоят горшки с разными приправами: медвежий жир, французские каперсы, русский соус, мороженое.

Наполеон в беде; четыре карикатуры.

157. Новая европейская цирюльня

157. Новая европейская цирюльня

157. Новая европейская цирюльня; союзники бреют Наполеона; подражание карикатуре Теребенева, которая несравненно художественнее и оригинальнее.

158. Казак подносит Наполеону кусок льда, а испанец рюмку крови

158. Казак подносит Наполеону кусок льда, а испанец рюмку крови

158. Казак подносит Наполеону кусок льда, а испанец рюмку крови.

159. Le sabot corse en pleine déroute.

159. Le sabot corse en pleine déroute

159. Le sabot corse en pleine déroute. Наполеон вертится в виде кубрика; союзники подстегивают его кнутьями; вдали Императрица, с сыном, улепетывают в коляске.

160. Наполеон на цепи

160. Наполеон на цепи

160. Наполеон на цепи, зашитый в волчью шкуру, танцует на задних лапах; англичанин подергивает его за цепь и подстегивает плетью; русский и пруссак музыкантами.



СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ)



Внимание!!! Если Вы копируете статью или отдельное изображение себе на сайт, то обязательно оставляйте гиперссылку непосредственно на страницу, где размещена первоначальная статья пользователя aldusku. При репосте заметки в ЖЖ данное обращение обязательно должно быть включено. Спасибо за понимание. Copyright © aldusku.livejournal.com. Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».

Tags: rossica, Библио, Ровинский Дмитрий Александрович, книжные редкости
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments