aldusku (aldusku) wrote,
aldusku
aldusku

Category:

Материалы для русской иконографии. Собрал Д.А. Ровинский. II том (2)

66. Портрет малолетнего Царя Иоанна Антоновича

66. Портрет малолетнего Царя Иоанна Антоновича




Сегодня II том (2) Ровинский Д.А. Материалы для русской иконографии 1884, гравюры с 61 по 80.



Об издании и предисловие, I том (1 / с 1 по 20), I том (2 / с 21 по 40), II том (1/ с 41 по 60) Смутное время; II том (2/ с 61 по 80); III том (1/ с 81 по 100); III том (2/ с 101 по 120); IV том (с 121 по 160); V том (161 по 200); VI том (с 201 по 240); VII том (с 241 по 280); VIII том (с 281 по 320); IX том (с 321 по 360); X том (361 по 400); XI том (с 401 по 440); XII том (1/ с 441 по 461) Пугачев и Разин; XII том (2/ с 462 по 480)

Великий Ровинский Д. А. и его мертвецкая



61.Петр I сидит на троне, в короне и латах

61.Петр I сидит на троне, в короне и латах

61. Большая картинка, гравированная резцом; Петр I сидит на троне, в короне и латах; со скипетром и державою в руках; за ним стоять аллегорические фигуры: Истина, с зеркалом и змеей, и Воздержание, с мечем и уздою в руках, а по сторонам Беллона и Геркулес.

Вверху над Царем сияние, а повыше воинская арматура и трубящая слава. В нижней части гравюры щит с Российским орлом, окруженный знаменами; по сторонам его, преклоненные и связанные турки и татары.

Некоторые подписи вырезаны здесь наоборот. «Serenissimus August, invictissimus, magnus dominus Tzaar et magnus Dux Petrus Alexiewitz utriusque Russie absolulus dominus. Пресветлейшого и державнейшего государя, царя и великого князя Петра Алексеевича всея великия, и малыя, и белыя России самодержца».

Внизу вирши (по мнению Пекарского сочинения Ильи Копиевского; Наука и Лит. II. 27):

«Се пресветла персона Монархи велика
Восточного идеже несть нигде толика
Есть сия его царского величества власть
Наследием всея Азии, Африких (sic) часть
Из Европы три венцы же, Орел в высоте
Возносяйся прославляет иже в чистоте
Свидетельствует паче земных царей быти
Величество велика монархи острыти
Начинает блыстающия мечь свой на рогах
Турецкия луны, потом же на их главах
Упоив их кровию и луну под ноги
Положивши, поставит престол свой на роги».

Все это в бордюре из цветов; справа, внизу, подпись: «Иаков Нахтхлазь фицы (т. е. fecit)».

Один экземпляр этой картинки, с вышеприведенными подписями, находится в Кабинет. делах (I. N° 66, л. 10), другой, без всякой подписи и без вирш внизу (обрезанный) находится в Спб. Публ. Библ. (куплен в 1878 г. у Мюллера за 50 флор.). На этом последнем , над гербом надпись пером: «Tzaar et Magnus Dux Petrus Alexiewits utriusque Russiae Absolutus dominus». С этого последнего сделан наш снимок.

Изображения Петра I, изданные во время пребывания его в Париже, в 1717 г.

62. Конный портрет Петра I в Московском наряде

62. Конный портрет Петра I в Московском наряде

62. Конный портрет Петра I, в Московском наряде, изданный у Жоллена. Из богатого собр. Дашкова.

63. Изображения Петра I и Екатерины I в рост, в французских костюмах

63. Изображения Петра I и Екатерины I в рост, в французских костюмах

63. Изображения Петра I и Екатерины I в рост, в французских костюмах (сработано тоже у Жоллена, на которого сделана сноска в подписи). Листы замечательные в костюмном отношении.

64. Портрет Леонтия Бухвостова в старости

64. Портрет Леонтия Бухвостова в старости

64. Портрет Леонтия Бухвостова в старости; картинка, на которой Бухвостов представлен в рост, в своей комнате; он стоит опершись обеими руками на костыль; в правой руке держит коротенькую трубочку (люльку); на нем полушубок и длинные сапоги на меху. Справа виден стул, а слева стол, на котором лежит книга и стоить стакан. В открытое окно виден ландшафт. Гравирован резцом. На эрмитажном экземпляре этого портрета внизу клеймо известного собирателя: «Theodore Karjavine»; и подпись, сделанная его рукою: «1-ой русский солдат: Бухвостов». На обратной стороне этого листа, рукою того же Каржавина, сделана следующая подпись: «сын его, члк ученой, бухвостов же, был хранителем кунст каморы Академии Наук. Перед ним ученые робята старались определить что есть монах на сем свете, и всякой говорил что ему хотелось, производя сие звание от слова греческого, то есть, одинокой, уединенной и протч старик сказал, завираетесь вы все; монах бо есть уголь; когда холоден, марает; когда красион, жжется! — сей анекдот я слышал от генерала Сергея Никитича Зиновьева в 1802 годе. Ф. К.».

Наша картинка, судя по манере, гравирована мастером Махаевым, тем самым, который гравировал известный портрет Бухвостова в более молодых летах. В тексте этого последнего портрета значится: Первый Российский Солдат \ Сергей Леонтьев сын Бухвостов. | Из придворных служителей, 1683 году Ноября 30 дня при начале военно-потешной \ службе первейшим в оную самохотно предстал, потому Государь Петр Be- / ликий тогда же сим первенством почтить его соизволил. Служа потом в \ Лейбгвардии Преображенском полку в Бомбандерской роте до Обер Офицера, был в \ разных баталиях и многократно ранен. Покончину служил Артиллерии Майром. \ Хотя Ею Величество во многих случаях изволил оказывать к дальному \ по повышению Свое Монаршее блаюволение; но он по своей набожной кротости вся- | чески убегал излишняго славолюбия. Родился 1642. скончался 1728 г. ноября 30 дня. Жил \ больше 86-ти лет, был росту среднего, силен, тверд, скромен и весьма воздержен. А по Конец \ жизни и самой ево кончины свидетелем был Акад. Наук Ландкарт. Грав. и в Перспективе М. Михайла Махаев», и тот же текст по-французски.

Михайла Махаев состоял мастером ландкартных дел и перспективной живописи при Академии Наук и изготовил огромное количество перспективных видов Петербурга, Москвы и других городов, выгравированных, в половине XVIII столетия, при Академии Наук. Махаев награвировал всего 8 листов: 1 и 2. Два портрета первого русского солдата, Бухвостова; 3. Линия баталии соединенных флотов, 13 августа 1716 года; 4. «Карта почтовой России», для дорожного Месяцеслова на 1773 г. Та же карта приложена при Месяцесловах на 1776 и 1778 годы. 5. «Географическое описание на Библию», Киев, 1758 г. 6. Азбука для письма, Спб. 7. Монархический колосс, подробно описанный в моей книге: Русские Народные Картинки, Спб. 1881 г. II. 1 и 2. 8. Вид Соловецкого Монастыря, приложенный под № 7 в числе недавно изданных мною в 1884 г. Соловецких видов. Судя но работе, им же гравирован вид Москвы с показанием окрестностей на 30 верст.

65. Эрнест Иоганн Бирон, герцог Курляндский

65. Эрнест Иоганн Бирон, герцог Курляндский

65. Эрнест Иоганн Бирон, герцог Курляндский, много накуролесивший в России. Род. 1690 г.; 1718 камер-юнкер при дворе Анны Ивановны, а потом секретарь ее и любимец. 1722 г. женился на Бенигне Трейден. 1730 камергер, обер-камергер, граф и Андреевский кавалер, а за Белградский мир, в заключении которого он не участвовал, получил подарок 500,000 рублей. С этого времени управлял государством, грабил и вешал русских подданных. В 1737 году, по смерти последнего курляндского герцога Фердинанда, избран, при содействии генерала Бисмарка, герцогом Курляндским. 1740 г. три недели был регентом Государства Российского. Арестован Минихом 8 ноября 1740 г. и сослан в Пелым; оттуда через пять недель переведен в Ярославль (20 дек. 1741 г.); 1763 снова утвержден герцогом Курляндским; 1769 г. отказался от престола, передав оный сыну своему Петру. Умер 1772 г.

Портрет поколенный, грав. резцом. Бирон представлен в латах, в Андреевской ленте, с жезлом в руке; на столе перед ним лежит курляндская герцогская корона. Единственный известный экземпляр этой гравюры, неконченый, в том виде, в каком сделан с нее прилагаемый снимок, хранится в Спб. Публич. Библиотеки; внизу на нем рукою Штелина сделана помета, из которой видно, что доска осталась неконченою «за ссылкою оригинала в Сибирь»; гравировал ее известный мастер Иван Соколов с портрета, писанного масляными красками Караваккой и очень схожего *.

 * Примечание. Есть еще портрет Бирона другого типа, гравированный тем же Соколовым и еще раз Вортманом; этот последний был приложен к жизнеописанию Бирона, написанному Гемпелем (Hempel, Merkwürdige Leben des.... Е. J. Bühren. Bremen 1742). Кроме того есть еще очень хорошая медаль с изображением Бирона в профиль, вырезанная медальером Гедлингером. Об этих изображениях будет сказано подробно в изготовляемом к печати словаре русских портретов.

66. Портрет малолетнего Царя Иоанна Антоновича

66. Портрет малолетнего Царя Иоанна Антоновича

66. Портрет малолетнего Царя Иоанна Антоновича *, изданный в Аугсбурге в год его воцарения; грав. резцом и пунктиром.

 * Примечание. Иоанн Антонович, Император; сын принцессы Мекленбургской Анны Леопольдовны (Анны-Елизаветы, дочери Екатерины Иоанновны, внуки Царя Иоанна Алексеевича) и Герцога Мекленбургского Антона Ульриха; родился 23 августа 1740 года; 6 октября объявлен Императрицею Анною Иоанновною наследником престола, а 17 октября, вследствие ее духовной грамоты, вступил на престол. Затем 25 ноября 1741 года лишен престола и заключен в Шлиссельбург, где убит во время бунта, произведенного 4 июля 1764 года Мировичем, который хотел его освободить и объявить Императором.

Этот портрет имеет сходство с акварельным портретом Иоанна Антоновича, превосходной работы, находящемся на грамоте, написанной на имя графа Миниха; с этого последнего сделаны были фотографии для сборника Баранова (в две величины, в кабинетный формат и карточки).

67. Арест Правительницы Анны Леопольдовны и ее мужа

67. Арест Правительницы Анны Леопольдовны и ее мужа

67. Снимок с карикатурной картинки, представляющей арест Правительницы Анны Леопольдовны и ее мужа. Елизавета Петровна в треугольной шляпе и с копьем в руке стоит справа; за нею видны преображенцы; слева вскакивает с постели испуганная Анна Леопольдовна. Картинка приложена к редкой книге: Merckwurdige Geschichte Ihrer Gross-machtigsten unüberwindlichsten Majestat Elisabeth der Ersten S. 1. 1759. 4°.

Копировано с экземпляра Публичной Библиотеки.

68. Курьезный портрет Екатерины II

68. Курьезный портрет Екатерины II

68. Курьезный портрет Екатерины II, переделанный из портрета Елизаветы Петровны, работы какого-то Шемица. Лицо заимствовано с портрета, писанного Токке (и грав. Шмидтом и Чемесовым). Экземпляры этого редкого листа находятся в собр. П. Я. Дашкова; в Парижск. Публичной Библиотеки. В собрании гр. Д. Толстого есть первый отпечаток этого листа, прежде имени мастера.

69. Княгиня Екатерина Романовна Дашкова

69. Княгиня Екатерина Романовна Дашкова

69–71. Три портрета работы Гавр. Скородумова пунктиром:

69. Княгиня Екатерина Романовна Дашкова, дочь графа Ром. Ив. Воронцова; род. 17 марта 1743 года; была два года замужем за кн. Мих. Ив. Дашковым (1759–1761). Друг Екатерины II; писательница; 1783 директор Академии Наук и председатель Росс. Академии. После 1795 года удалилась от двора. В 1796 году лишилась сына; умерла в 1810 году. Воспроизведенный портрет очень редок. Эрмит., Васильч., Москов. Универ. Портрет этот был награвирован Скородумовым во время путешествия Дашковой по Англии и Шотландии. В Русской Старине за 1874 г. (март, стр. 426) подробно описана ее наружность. В портрете Скородумова наружность Дашковой далеко не привлекательна и совершенно не схожа с другим портретом ее, писанным Левицким и награвированным Майром. На этом последнем Дашкова представлена очень хорошенькой женщиной. Есть еще третий портрет ее, в старости, писанный в 1796 году живописцем Тончи и выгравированный Осиповым (оригинал находится у В. Поливанова в Спб., он был на выставке 1877 г. № 686).

70. Иоганн Готлоб Шварц

70. Иоганн Готлоб Шварц

70. Иоганн Готлоб Шварц, скульптор и резчик. Родился в Никсдорфе, в Богемии; в 1750 году учился в Дрездене; в 1770 году уехал в Петербург. В делах Акад. Художеств упоминается о покупке для него инструментов в 1771 году. В 1774 назначен скульптором при Академии; в 1794 году сделан советником Академии, а в 1808 году умер. Особенно удивил он всех букетом цветов, вырезанных из дерева, с паутиной и пауком вверху. (Bernouilli, Reisen IV, 130. Nagler. К. L. XVI, 125; он называет Шварца Ioseph’oм). В собрании гр. Д. Толстого есть первый пробный отпечаток этого листа прежде надписи кругом овала, без имени Скородумова и без слов: «Schwartz Sculpteur» внизу. Вторые отпечатки с вышеприведенными подписями. Эрмит. Ров.

В третьих отпечатках портрет в овале (без четырехугольника); надпись кругом овала и все подписи стерты и заменены следующими: G: Scorodoumoff Scul: \ i: G: Schwartz. У Ров. отпечат. красн. краск.

71. Поясное изображение князя Потемкина Таврического

71. Поясное изображение князя Потемкина Таврического

71. Поясное изображение умершего князя Потемкина Таврического; в том самом виде, в котором он награвирован на большой гравюре Скородумова, представляющей смерть кн. Потемкина в степи (с рисунка М. Иванова). Единственно известный экземпляр этого хорошенького листа находится в богатом собрании П. Я. Дашкова (из собрания Иванчина-Писарева).

Гаврила Иванович Скородумов, гравер пунктиром, родился в С.-Петербурге 12 марта 1755 года; умер там же 12 июля 1792 года, 37-ми лет от роду. Ученик Санкт-Петербургской Академии Художеств; в 1772 году получил первую золотую медаль за гравюру «Лот с дочерьми» (резцом); а в 1773 году послан пенсионером в Лондон, где занялся гравированием пунктиром. По возвращении в Россию получил звание Академика, 17 июля 1785 года. Кроме гравирования Скородумов занимался акварелью, миниатюрной живописью и писал жалованные портреты по заказу Императорского Кабинета.

Пунктирные гравюры Скородумова очень ценятся любителями; хорошие отпечатки их очень редки. В непродолжительном времени предполагаю издать биографию Скородумова с подробным каталогом его работ.

72. Михаил Никитич Муравьев

72. Михаил Никитич Муравьев

72. Михаил Никитич Муравьев; грав. Зеелигером в 1806 году. Отпечаток с оригинальной доски, находящейся в моем собрании. М. Н. Муравьев, писатель и государственный человек; род. 25 Октября 1757 года; умер 29 июля 1807 года; один из воспитателей Великих Князей Александра и Константина Павловичей. Товарищ Министра Народного Просвещения, а с 1803 по 1807 г. Попечитель Московского университета. Полное собрание его сочинений издано в первый раз в 1820 году (Спб.).

73. Спас Новый монастырь

73. Спас Новый монастырь

73–80. 8 видов Московских монастырей, гравированные Пикаром до 1715 года, а именно: 1. Спас Новый; 2. Донской; 3. Девичий; 4. Спас Симонов; 5. Андрея Стратилата; 6. Данилов; 7. Покровский и 8. Воскресенский. Каждый монастырь в рамке, гравирован на отдельной доске . Эти 8 видов обыкновенно склеивали вместе лентой и приклеивали их к большому виду Москвы (грав. Пикаром) *, снятому из Замоскворечья, от бывшего дома сенатора Дурасова. Мною воспроизведены только 8 видов монастырей, доски которых более не существуют, а отпечатки встречаются очень редко. Что же касается до самого вида Москвы 1715 года, то все четыре доски, на которых он гравирован, целы и сохраняются в Главном Штабе. Верхов или «облаков» к виду не сохранилось.

 * Примечание. Вид гравирован Пикаром, а не Бликландтом, как это ошибочно сказано в моей книге: Русские Граверы, М. 1870. 159. Бликландтом гравирован другой вид Москвы, снятый с Воробьевых гор (См. поправку в моей книге: Русские Народные Картинки, Спб. 1881. IV, 480 и 481).

74. Донской монастырь;

74. Донской монастырь

75. Девичий монастырь

75. Девичий монастырь

76. Спас Симонов монастырь

76. Спас Симонов монастырь

77. Андрея Стратилата монастырь;

77. Андрея Стратилата монастырь

78. Данилов монастырь

78. Данилов монастырь

79. Покровский монастырь

79. Покровский монастырь

80. Воскресенский монастырь

80. Воскресенский монастырь



СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ)



Внимание!!! Если Вы копируете статью или отдельное изображение себе на сайт, то обязательно оставляйте гиперссылку непосредственно на страницу, где размещена первоначальная статья пользователя aldusku. При репосте заметки в ЖЖ данное обращение обязательно должно быть включено. Спасибо за понимание. Copyright © aldusku.livejournal.com. Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».

Tags: rossica, Библио, Ровинский Дмитрий Александрович, книжные редкости
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments