aldusku (aldusku) wrote,
aldusku
aldusku

Categories:

Книга масона Катрмера де Кенси и античная скульптура в цвете

Книжная антикварная ярмарка проходит в Валенсии накануне праздника Las Fallas. На фото деревянный макет громовержца Зевса (Юпитера) на площади Мэрии, чрез несколько дней он будет поглощен огнем. Март 2014. Мое фото не случайно, а тесно связано с содержанием заметки.

Книжная антикварная ярмарка проходит в Валенсии накануне праздника Las Fallas. На фото деревянный макет Моисея Микеладжело (хотя местные утверждали что Зевса) на площади Мэрии, чрез несколько дней он будет поглощен огнем. Март 2014. Мое фото не случайно, а тесно связано с содержанием заметки.




В поисках редкой книги

Несколько лет назад, на ежегодном мартовском антикварно-блошином рынке в прекрасном испанском городке Валенсия я сделал неожиданное приобретение. За символическую плату купил русскую книгу XVIII века масонского содержания, но, к сожалению, без титула. Покупка больше диктовалась любопытством и низкой ценой, чем коллекционными интересами.

Наскоком выяснить по содержанию кто автор и что же это за произведение у меня не получилось, и я обратился к каталогу библиотеки Остафьева Дмитрия Модестовича. Действительный статский советник имел серьезное собрание масонской направленности. Напомню, что описание библиотеки было опубликовано в нескольких номерах «Русского библиофила» за 1911.

И на странице 28 номера III журнала, между «Иоанном Масоном о познании …» и «Кабинетом Целомудрия, в котором изъясняется общее всех…» я обнаружил, аккуратную помету, которую до этого не замечал. Красивым почерком было выведено: «Юпитер Олимпиец. 1815».

«Раз, два... Меркурий во втором доме... луна ушла... шесть – несчастье... вечер – семь...», промелькнули в моей голове слова Воланда. Но тут вроде не Меркурий, а Юпитер Олимпиец, 1815. Первоначальная задача сразу поблекла.

К маргиналиям я отношусь спокойно, а если они претендуют быть росчерками великих людей — то настороженно: мало ли кто из умельцев антикварщиков, возомнит себя Пушкиным с целью нажиться на нашем брате, библиофиле. Но тут совсем другое дело, видимо рука загадочного собрата коллекционера из далеких 1910-х вписала название какой-то уники. Но какой?!

Художественный музей Филадельфии (Philadelphia Museum of Art). Как мы видим в архитектуре здания обыгрывается открытие Катрмер де Кенси об истинном цвете античных скульптур.

Художественный музей Филадельфии (Philadelphia Museum of Art). Как мы видим в архитектуре здания обыгрывается открытие Катрмера де Кенси об истинном цвете античных скульптур.

Следующие три месяца прошли с мыслями об Олимпе и перебиранием книг, выпущенных в 1815 году. Громовержец начал сниться, знакомые устали от умных речей по теме: «а Вы вот не знали, а в 1815 произошло…» (это был результат неконтролируемого прочтения периодики того времени). Но ответ не находился, возникло ощущение, что если я его узнаю, то и загадочная уника будет моей. В общем: «Шизофрения, как и было, сказано».

Вот она встреча с долгожданной уникой. Le Jupiter Olympien издания 1815 Дидо. Фотография через бронированное стекло.

Вот она встреча с долгожданной уникой. Le Jupiter Olympien издания 1815 Дидо. Фотография через бронированное стекло.

Ответ пришел неожиданно. Осенью мы с женой традиционно поехали на Север Европы. В Копенгагене находится один из моих любимых музеев NY Carlsberg Glyptotek (Новая глиптотека). Наверное, этот музей один из самых уютных в мире. Той осенью (2014) в нем проходила выставка «Transformations classical sculpture in colour» [Трансформация античной скульптуры в цвет]. Напомню, античная классическая скульптура и архитектура не имела благородного белого цвета, к которому мы все привыкли и считаем эталоном красоты. Все было разноцветным, подобно пасхальным яйцам. Об этом чуть позже.

На выставке категорически запрещено фотографировать, что бы ни у кого не возникло соблазна — во всех залах (а их немного — разукрашенных антиков сумели воссоздать в малом количестве) стояли вежливые мужчины (что не характерно для европейских музеев).

И вот здесь, в окружении античных скульптур, был найден ответ — под бронированным стеклом лежала она… загадка… книга, которую я искал. Я её сразу узнал, как Пушкинский Донжуан, заметив узенькую пятку, я образ целый дорисовал мгновенно.

Выставка «Transformations classical sculpture in colour» [Трансформация античной скульптуры в цвет], экспонаты которой мне любезно разрешили сфотографировать. О ней в следующей заметке.

Выставка «Transformations classical sculpture in colour» [Трансформация античной скульптуры в цвет], экспонаты которой мне любезно разрешили сфотографировать. О ней в следующей заметке.

На ее фронтисписе ярко светились краски иллюминированной гравюры Le Jupiter Olympien vu dans son trone et dans l’interieur de son temple [Юпитер, восседающий на троне, в интерьере храма].

Мгновенно чья-то помета в старом журнале превратилась в величественную книгу, отпечатанную легендарным книгоиздателем Дидо [Firmin Didot] в 1815, в год Ватерлоо. Автор Антуан-Кризост Катрмер де Кенси (Quatremère de Quincy 1755–1849].

0. Фронтиспис: Юпитер (= Зевс),восседающий на троне, в интерьере храма / Le Jupiter Olympien vu dans son trone et dans l’interieur de son temple.

Фронтиспис: Юпитер (= Зевс), восседающий на троне, в интерьере храма / Le Jupiter Olympien vu dans son trone et dans l’interieur de son temple.

Полное название: Le Jupiter Olympien, ou l’art de la sculpture antique considéré sous un nouveau point de vue; Ouvrage qui comprend in essai sur le gout de la sculpture polychrome, l’analyse explicative de la toreutique, et l’histoire de la statuaire en or et ivoire chez les grecs et les romains, avec la restitution des principaux monuments de cet art et la démonstration pratique ou le renouvellement dc ses precédés mécaniques; par m. Quatremére-De-Quincy, membre l'lnstitut. [Олимпиец Юпитер, или искусство античной скульптуры в новом свете; Книга, включающая воссозданные в цвете скульптуры, и пояснения о торевтике скульптур из золота и слоновой кости, что делались греками и римлянами… сочинения члена Художественного института Катрмера де Кенси].

2. Щит Ахиллеса (рисунок Boivin) / Le bouclier d'Achille (en vignette, le dessin de Boivin)

Щит Ахиллеса (рисунок Boivin) / Le bouclier d'Achille (en vignette, le dessin de Boivin)

Стоит ли говорить, что уютный музей NY Carlsberg Glyptotek был поставлен на уши русским библиофилом, который был полон надежды преодолеть бюрократические преграды и хотя бы сфотографировать и поддержать в руках эту книжную унику.

Все это удалось, огромное спасибо хранительнице библиотеки при музее. Заодно мне разрешили сфотографировать всю выставку. Там немного получилось фотографий — но я их помещу в следующую заметку, лишенную библиофильского уклона. Здесь, я привожу уже обработанные мной фотографии раскрашенных гравюр (конечно не в полном составе, злоупотреблять гостеприимством я не стал).

Информация, которую мне поведала строго-милая хранительница об издании и о самом де Кенси, очень любопытна, тем более на русском языке практически отсутствуют сведения о самом авторе. С его личности и начнем.

3. Сокровищница  Кипсела (сын Ээтиона) Le coffre de Cypsélus, vu par un des petits cotés

Сокровищница Кипсела (сын Ээтиона) Le coffre de Cypsélus, vu par un des petits cotés

Катрмер де Кенси (1755–1849) — масон, которого никто не любил.

Имя Катрмера де Кенси в России практически неизвестно. До революции единственный его труд, который живо обсуждался в России — его биография Рафаэля (1824). А ведь он прославился изучением классического искусства.

Катрмер был страстным почитателем и большим знатоком античности, автором многочисленных и многостраничных трудов, посвященных истории архитектуры, скульптуры и рисунка, реконструкции несохранившихся античных памятников, творчеству Фидия, Рафаэля, Микеланджело, Кановы.

4. Сокровищница  Кипсела (сын Ээтиона) Le coffre de Cypsélus, vu par un des petits cotés

Сокровищница Кипсела (сын Ээтиона) Le coffre de Cypsélus, vu par un des petits cotés

Но ведь любовь к античности, хоть и характерна для вольных каменщиков (стоит посмотреть хоть Вашингтон), но не является главенствующим их признаком. А все англоязычные источники констатируют де Кенси являлся Freemason. Но, к сожалению, дальше тема не раскрывается.

Жизнь Катрмера была любопытна, он был и искусствоведом и администратором Французской академии, догматиком классицизма и разрушителем всех понятий об античной скульптуре, он приветствовал революцию, а потом стал ярым роялистом.

За почти столетнюю жизнь он много, что увидел, но в отношении искусства был бескомпромиссен, за что всегда был нелюбим. Убежденный приверженец классицизма, противник всех новых течений на высоком посту Французской Академии, — все эти качества, не способствовали симпатии современников.

7. Трон и фигурка Аполлона из Амикл Trone et simulacre d‘Apollon a Amyclée

Трон и фигурка Аполлона из Амикл Trone et simulacre d‘Apollon a Amyclée

В 1789 г. он приветствовал Революцию. Член Коммуны Парижа, депутат Законодательного собрания, он принял энергичное участие в реформах старорежимной Академии, а также активно занялся архитектурным обликом Парижа, руководствуясь заботой о сохранении классических памятников и требованиями политического момента. Ему было поручено обустроить место, где была разрушена Бастилия, и разработать программу превращения церкви Святой Женевьевы в Пантеон великих людей.

Но позже в 1793 г. Катрмер за свои разногласия с якобинцами был заключен в тюрьму, где провел несколько месяцев. После падения якобинцев и выхода из тюрьмы Катрмер принялся готовить роялистское восстание (Вандемьерский мятеж) против республиканского правительства, за что заочно был приговорен к смерти, но вскоре оправдан судом. Это восстание было разгромлено генералом Бонапартом.

В годы Директории и первого итальянского похода Бонапарта Катрмер выступил резко против вывоза из Италии художественных ценностей, разграбления ее коллекций, галерей, музеев. Тогда же он принял участие в попытке роялистского переворота и вновь был вынужден скрываться во избежание расправы со стороны республиканского правительства.

В эпоху Консульства и Империи Катрмер благополучно легально продолжил свою творческую и административную деятельность, хотя Наполеон, припоминая ему оппозиционные настроения, держал Катрмера на расстоянии от государственной власти.

8. Золотая Минерва в Парфеноне / Restitution de la Minerve d'or et d’ivoirc du

Золотая Минерва в Парфеноне / Restitution de la Minerve d'or et d’ivoirc du Parthenon

Реставрация же Бурбонов, которую Катрмер принял с восторгом, обеспечила ему триумф в культурной жизни Франции. Он был награжден орденом Почетного легиона и орденом Святого Михаила, занял высокий пост постоянного секретаря Академии изящных искусств, был назначен профессором археологии в античном кабинете Национальной библиотеки.

Есть огромное количество трудов, посвященных воззрениям главного героя на искусство (не на русском языке). А про самое главное, я ничего не нашел.

А ведь Катрмер вошел в историю тем, что первый кто доказал, что все античные скульптуры и архитектура древних греков и римлян были в цвете.

9. Внутренности Минервы в Парфеноне Coupe et vue des armatures interieurcs de la Minerve du Parthenon

Внутренности Минервы в Парфеноне Coupe et vue des armatures interieurcs de la Minerve du Parthenon

То есть разница между египетскими яркими статуями и саркофагами, и белоснежными римскими статуями в качестве «лакокрасочного покрытия». Многовековые тезисы о величии белоснежного мрамора в античности были уничтожены. То, что считалось эталоном, явилось следствием дождей и времени.

Именно об этом книга Юпитер Олимпиец. 1815.

Олимпиец Юпитер — книжная уника.

Книга полностью посвящена открытию Катрмера о том, что все античные скульптуры имели цвет. Идея скажем мягко не совсем популярная среди искусствоведов и ученых, даже сейчас в начале XXI раздаются недовольные крики ревнителей классицизма и борцов против опошления идеи классической красоты белоснежного мрамора. А весь XIX век открытие де Кенси просто игнорировали.

13. Трон Юпитера / Trone de Jupiter

Трон Юпитера / Trone de Jupiter

Богато иллюстрированное издание Le Jupiter Olympien (31 иллюстрация, в основном раскрашенные гравюры) было отпечатано книгоиздателем Дидо в начале 1815 года ограниченном тиражом за счет средств автора. Главное: книга была издана в момент первой реставрации Бурбонов. И когда наступил период 100 наполеоновских дней, люди, имевшие это издание, сочли необходимым его уничтожить. В России аналогичная ситуация наблюдалась с книгами декабристов после восстания 1825 года. По словам хранительницы библиотеки NY Carlsberg Glyptotek в мире насчитывается только 3 полных экземпляра книги.

Вот так в музей ходят библиофилы. Наслаждайтесь иллюстрациями из книжной уники. Следующая заметка будет полностью посвящена выставке.

Copyright © 2016 aldusku.livejournal.com. Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».

10. Внутренности Минервы в Парфеноне / Coupe et vue des armatures interieurcs de la Minerve du Parthenon

Внутренности Минервы в Парфеноне / Coupe et vue des armatures interieurcs de la Minerve du Parthenon

Источники:

  • Библиографическое описание библиотеки Д. М. Остафьева // Русский библиофил. 1911. № 3 стр. 14–39 и № 4 стр. 20–44

  • Лавров А. В. Русские символисты: этюды и разыскания. М.: Прогресс-Плеяда 2007 (см. примечания 1131)

  • Кюхельбекер В. К. Путешествие. Дневник. Статьи. Л.,«Наука», 1979 (Дневник за 1833)

  • Чернышева М. А. Катрмер де Кенси о мимесисе. Классический концепт в классицистической теории искусства // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5. / Под ред. С.В. Мальцевой, Е.Ю. Станюкович-Денисовой, А.В. Захаровой. – СПб.: НП-Принт, 2015. С. 689–696.

  • Базен Ж. История истории искусства: от Вазари до наших дней. М.: Прогресс 1994

13. Трон Юпитера / Trone de Jupiter

Трон Юпитера / Trone de Jupiter

20. Юнона в храме Аргосе Junon d'Argos

Юнона в храме Аргосе Junon d'Argos

21. Трон Деметры и  Деспины в Acacesium близ Аркадии Trone de Dameter et de Despoina a Acacesium, en Arcadie

Трон Деметры и Деспины в Acacesium близ Аркадии Trone de Dameter et de Despoina a Acacesium, en Arcadie

22. Трон великих богинь Мегаполиса Trone des grandes deesses a Megalopolis

Трон великих богинь Мегаполиса Trone des grandes deesses a Megalopolis

23. Святилище Асклепия в Эпидавре Esculapc a Epidaure en or et ivore par Trasymede

Святилище Асклепия в Эпидавре Esculapc a Epidaure en or et ivore par Trasymede

25. Колесница Нептуна Char de Neptune

Колесница Нептуна Char de Neptune

30. Юпитер из слоновой кости  Demonstration des precedes de la statuaire colossale en ivoire, appliquee au Jupiter Olympien en ivoire

Юпитер из слоновой кости Demonstration des precedes de la statuaire colossale en ivoire, appliquee au Jupiter Olympien en ivoire



Читайте о выставке: Античные скульптуры в цвете: выставка NY Carlsberg Glyptotek (Копенгаген)



Смотрите также:

Масонские рисунки и виньетки

Библиографическое описание книг библиотеки Д.М. Остафьева (ч.I)



Все фотографии, сделанны автором.



СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА БИБЛИОФИЛА (ПОСТАТЕЙНОЕ)



Внимание!!! Если Вы копируете статью или отдельное изображение себе на сайт, то обязательно оставляйте гиперссылку непосредственно на страницу, где размещена первоначальная статья пользователя aldusku. При репосте заметки в ЖЖ данное обращение обязательно должно быть включено. Спасибо за понимание. Copyright © aldusku.livejournal.com Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».

Tags: Библио, Искусство, Путешествия, книжные редкости, масонство, музеи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments