aldusku (aldusku) wrote,
aldusku
aldusku

Categories:

Гейслер Христиан Готлиб Генрих и книжные редкости

Гравюра из Geissler C.G.H. Mahlerische Darstellungen der Sitten Gebrauche und Lustbarkeiten bey den Russischen, Tatarischen, Mongolischen und andern Völkern im Russischen Reich. Leipzig, 1803. [Живописное изображение нравов, обычаев и увеселений русских, татарских, монгольских и других народов в Российской Империи]

Гравюра из Geissler C.G.H. Mahlerische Darstellungen der Sitten Gebrauche und Lustbarkeiten bey den Russischen, Tatarischen, Mongolischen und andern Völkern im Russischen Reich. Leipzig, 1803. [Живописное изображение нравов, обычаев и увеселений русских, татарских, монгольских и других народов в Российской Империи]




Прочитав статью Н. В. Соловьева Соловьев Н. В.Иллюстрированные издания о России начала XIX века я решил в первую очередь ознакомится… нет, не прекрасными казачками Г.-Э. Опица, мой взгляд остановился на единственном запрещенном среди всех изданий. Х. Г. Г. Гейслер Наказания русских (Geissler C. G. H. Strafen der Russen) Leipzig, 1805.

Короткая заметка в WiKi не дала ни ответа не на вопрос почему запретили, ни достаточной информации о самом художнике. Попытаемся разобраться самостоятельно.

Гравюра из Нравы, обычаи и одежда русских в Санкт-Петербурге Geissler C.G.H. Sitten, gebrauche und kleidung der Russen in St. Petersburg. Leipzig, 1802.

Гравюра № 18 из Нравы, обычаи и одежда русских в Санкт-Петербурге Geissler C.G.H. Sitten, gebrauche und kleidung der Russen in St. Petersburg. Leipzig, 1802.

Ситуация с иллюстрациями на конец XVIII века

В то время источником информации о России являлись путевые заметки путешественников, публиковавшиеся в ЖЖ с собственными иллюстрациями. Как правило авторы были ученые (Сигизмунд Герберштейн, Адам Олеарий, Августин Мейерберг), заметки носили достаточно академический характер, а рисунки … нельзя требовать от человека всего сразу. Они были документально подлинными, четкими, но не зрелищными.

Вся эта ситуация не особо устраивала Екатерину II, которая прикладывала много усилий для пропаганды своего царства в Европе. Решено было привлечь к участию в экспедициях профессиональных художников. Сразу отмечу, что монаршее стремление к изысканной иллюстрации полностью соответствовало желанию современного «массового» читателя.

4 гравюра «Палки y казаков [coups de baton chez les cosaques tschernomoski / stockschläge bey den tschernomoskischen коsакen] из Geissler C.G.H. Strafen der Russen. Leipzig, 1805. [Наказания русских]

4 гравюра «Палки y казаков [coups de baton chez les cosaques tschernomoski / stockschläge bey den tschernomoskischen коsакen] из Geissler C.G.H. Strafen der Russen. Leipzig, 1805. [Наказания русских]

Но с профессиональными художниками возникла другая беда. Дело в том, что в отличие от любителей, воспитанник Академии художеств учился рисовать, годами копируя копии античных статуй или картины признанных европейских мастеров. Человеческая натура, природа, современный городской ландшафт в XVIII в. не были в чести. Считалось, что истинным произведением искусства является копия с образца, а не с натуры.

Художник Николай Рамазанов заметил: «между рисовальщиком и натурщиком как бы невидимо и постоянно помещался всегда древний Антиной или Геркулес, смотря по возрасту натурщика». Аполлон Мокрицкий: сформулировал это так:«Он [художник.] смотрит на натуру чужими глазами, пишет чужими красками». Другая крайность, как у картин художника Лепренса Жан-Батиста — все красиво, а правдивости и информационности нет.

Гравюра из Geissler C.G.H. Mahlerische Darstellungen der Sitten Gebrauche und Lustbarkeiten bey den Russischen, Tatarischen, Mongolischen und andern Völkern im Russischen Reich. Leipzig, 1803. [Живописное изображение нравов, обычаев и увеселений русских, татарских, монгольских и других народов в Российской Империи]

Гравюра из Geissler C.G.H. Mahlerische Darstellungen der Sitten Gebrauche und Lustbarkeiten bey den Russischen, Tatarischen, Mongolischen und andern Völkern im Russischen Reich. Leipzig, 1803. [Живописное изображение нравов, обычаев и увеселений русских, татарских, монгольских и других народов в Российской Империи]

Составлялись целые инструкции как рисовать, что было правдиво и красиво. Их чтение мне напомнило пособие для фотографа 1940-х годов, где 85 % книги занимал вопрос кого и как фотографировать. Например, нельзя фотографировать — зевающего на партсобрание труженика: он завевает не потому, что скучно, а так как превысил соцнорму в несколько раз.

Эти правила игры охотно принимали и иностранные художники-иллюстраторы, склоняясь больше к красоте, а не к истине. С книжных иллюстраций на нас смотрят жизнерадостные крестьяне и купцы. Кстати, заметил, что аристократов как-то не рисовали в Россике, видимо к русским относили только низшие и средние слои.

Гравюра из Нравы, обычаи и одежда русских в Санкт-Петербурге Geissler C.G.H. Sitten, gebrauche und kleidung der Russen in St. Petersburg. Leipzig, 1802.

Гравюра № 29 из Нравы, обычаи и одежда русских в Санкт-Петербурге Geissler C.G.H. Sitten, gebrauche und kleidung der Russen in St. Petersburg. Leipzig, 1802.

И вот первый, кто нарушил эту малину стал Христиан Готфрид Генрих Гейслер (Christian Gottfried Heinrich Geißler (= Geissler) 26 июня 1770 — 27 апреля 1844).

Гравюра из Geissler C.G.H. Sitten, gebrauche und kleidung der Russen aus den niedern Ständen. Leipzig, 1805. [Нравы, обычаи и одежда русских из низших сословий]

Гравюра из Geissler C.G.H. Sitten, gebrauche und kleidung der Russen aus den niedern Ständen. Leipzig, 1805. [Нравы, обычаи и одежда русских из низших сословий]

Гейслер и техника его иллюстрации.

Х. Г. Гейслер, так же как и другой плодовитый гравер конца XVIII века — англичанин Дж. О. Аткинсон, прославился, изображая Россию.

Рисунки немецкого художника не столь живописны, как у англичанина, и его образы более протокольны. Они нарисованы с позиции исследователя. Люди на них редко смотрят в глаза, и если даже делают это, то, как правило, с большой дистанции, которая нейтрализует силу воздействия их взгляда.

Знаменитый искусствовед Н. Гончарова отмечала: его типажные сцены «не свободны от гротеска». Примечательно, что ирония художника имела разные оттенки применительно к «русским» и «нерусским» «костюмам». Экзотичность «нерусских» народов передана им через едва уловимые искажения в пропорциях тел и необычные для европейского зрителя позы. Такой способ отчуждения был хорошо известен в западной графике. Художник знал, что поскольку зритель склонен «мерить» мир своим телом, то отступления от нормы воспринимаются как знак внутренней «порчи» персонажа и даже как признак нежизнеспособности. Оголенность, татуировка на голом теле, сидение на земле, широко расставленные колени, вывернутые руки, босые ноги, неопрятность костюма и даже его яркая расцветка — все это для просвещенного зрителя конца XVIII в. было маркером очевидной «нецивилизованности».

Гравюра из Geissler C.G.H. Mahlerische Darstellungen der Sitten Gebrauche und Lustbarkeiten bey den Russischen, Tatarischen, Mongolischen und andern Völkern im Russischen Reich. Leipzig, 1803. [Живописное изображение нравов, обычаев и увеселений русских, татарских, монгольских и других народов в Российской Империи]

Гравюра из Geissler C.G.H. Mahlerische Darstellungen der Sitten Gebrauche und Lustbarkeiten bey den Russischen, Tatarischen, Mongolischen und andern Völkern im Russischen Reich. Leipzig, 1803. [Живописное изображение нравов, обычаев и увеселений русских, татарских, монгольских и других народов в Российской Империи]

Гротеск в описании «русских» порожден не их телами, а жанровыми сценами, в которых они участвуют. Показ народа через детские игры или наказания в конце ХVIII в. указывал на его низкое место на цивилизационной шкале. Эти занятия свидетельствовали о молодости и начальном этапе развития народа. Очевидно, ощущая оценочный контекст созданных образов, Екатерина II запретила продажу соответствующих рисунков Гейслера в России.

Книжные редкости Гейслера

Художественная карьера Х. Г. Гейслера, уроженца Лейпцега, в России начиналась в качестве экспедиционного художника. Здесь он прожил восемь лет (с 1790 по 1798 г.) и все эти годы странствовал с академиком П. С. Палласом. Книга Палласа об этом путешествии с иллюстрациями Гейслера в двух томах была издана в Лейпциге в 1799-1801 годах.

В 1793 году в Санкт-Петербурге вышла книга «Изображение мундиров Российского Императорского войска, состоящее из 88 лиц иллюминованных». Книга уже к началу XX века стала книжной редкостью. Большинство исследователей считают, что автором гравюр является Х. Г. Гейслер (на многих из них подпись: «Geissler sс.»). Мое мнение, что гравюры не похожи на остальные работы художника. Но будем следовать традиции и при рассмотрении этой книги поставим метку «Гейслер».

Гравюра «Кавалергад» из Изображение мундиров Российского Императорского войска, состоящее из 88 лиц иллюминованных. 1793

Гравюра «Кавалергад» из Изображение мундиров Российского Императорского войска, состоящее из 88 лиц иллюминованных. 1793

Но прославился он не этой деятельностью, фактически именно Х. Г. Гейслер ввел жанровую иллюстрацию в России. Мне настолько понравились его иллюстрации, что мы в отдельных заметках посмотрим следующие книги:

Ну и мундиры тоже покажу, краткую информацию о каждой книге буду давать в самой заметке (а так в основном это будут иллюстрации, надеюсь Вы не будите против). И сейчас самое главное.

Книжная уника

Зеленщик и Молочница Гравюры из издания «Изображение санкт-петербургских разносчиков, выгравированное на меди, и объяснение фигур». 1792 Бумага, акватинта, акварель. 19,2Х13,2

Зеленщик и Молочница Гравюры из издания «Изображение санкт-петербургских разносчиков, выгравированное на меди, и объяснение фигур». 1792 Бумага, акватинта, акварель. 19,2Х13,2

В XIII веке Гильем де Вильнев в Париже издал сборник «Крики Парижа», предшественник всех «желтых страниц». Позднее аналоги выходили во всех столицах мира (например: «Cries of London» 1608). К концу XVIII века эта тенденция дошла до Северной столицы. К подготовке к изданию книги с изображениями городских уличных разносчиков и торговцев, были привлечены два гравера: Х. Г. Гейслер и Х. Г. Шенберг.

В 1792 году вышла книга Изображения санкт-петербургских разносчиков, выгравированные на меди, и объяснение фигур. Издание состояло из трех тетрадей по 6 листов. Гравюры были исполнены в технике акватинты, некоторые выпуски раскрашены акварелью. Тетради имели сопроводительные тексты на немецком и французском языках.

Все фигуры разносчиков изображены граверами на фоне улиц, зданий, памятников Петербурга. Эта конкретика впоследствии больше не была Гейслером повторена. В дальнейшем все его продавцы, разносчики, жители города будут фигурировать на нейтральном условном фоне.

Издание является книжной уникой. Отдельные листы сохранились в очень небольшом количестве в некоторых музейных и библиотечных собраниях. Целого альбома найти не удается. Полное собрание гравюр этого издания, повторенное через два года там же в Петербурге другим издателем, имеется только в Музее Виктории и Альберта (Victoria and Albert Museum) в Лондоне.

На основе этого труда в 1799 году Басин Я. И. осуществил издание книги «Национальные изображения промышленников, снятые с натуры в Санкт-Петербурге». Фактически она является переводом «Изображений санкт-петербургских разносчиков». О ней мы поговорим позже в отдельной заметке.

Copyright © 2016 aldusku.livejournal.com.

Матрос с серными спичками и Конфетчица Гравюры из издания «Изображение санкт-петербургских разносчиков, выгравированное на меди, и объяснение фигур». 1792. 19,2Х13,2

Матрос с серными спичками и Конфетчица Гравюры из издания «Изображение санкт-петербургских разносчиков, выгравированное на меди, и объяснение фигур». 1792. 19,2Х13,2

N.B. Уже после публикации данной заметки, sergej_manit предоставил замечательное дополнение: в 1905 году Общиной Св. Евгении была выпущена серия открыток «Из коллекции П. Я. Дашкова», где были представлены 6 гравюр из книжной уники «Изображение санкт-петербургских разносчиков…» 1792.



Збитенщик и Матрос с серными спичками Открытки из серии «Из коллекции П.Я. Дашкова». [Община Св. Евгении]. - [СПб.] Лит. Н. Кадушина, [1905]

Збитенщик и Матрос с серными спичками Открытки из серии «Из коллекции П.Я. Дашкова». [Община Св. Евгении]. - [СПб.] Лит. Н. Кадушина, [1905]

Продавец пасхальных яиц и Продавица клубники Открытки из серии «Из коллекции П.Я. Дашкова». [Община Св. Евгении]. - [СПб.] Лит. Н. Кадушина, [1905]

Продавец пасхальных яиц и Продавица клубники Открытки из серии «Из коллекции П.Я. Дашкова». [Община Св. Евгении]. - [СПб.] Лит. Н. Кадушина, [1905]

Моложница и Гребенщик Открытки из серии «Из коллекции П.Я. Дашкова». [Община Св. Евгении]. - [СПб.] Лит. Н. Кадушина, [1905]

Моложница и Гребенщик Открытки из серии «Из коллекции П.Я. Дашкова». [Община Св. Евгении]. - [СПб.] Лит. Н. Кадушина, [1905]



Источники:



ПутешествияМир искусстваМир библиофила

Внимание!!! Если Вы копируете статью себе на сайт, то оставляйте гиперссылку непосредственно на эту страницу. Спасибо за понимание.

Copyright © 2016 aldusku.livejournal.com. Тираж 1 штука. Типография «Тарантас».
Tags: rossica, Библио, Гейслер Христиан Готлиб, Искусство, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments